Очумелые ручки 5 класс

1

Пояснительная записка
В последние годы в нашем обществе произошли серьезные изменения. С одной
стороны, усложнились социально-экономические условия, и на первый план
выходит подготовка детей к будущей взрослой жизни, ранняя профессионализация
и социальная адаптация, но с другой стороны, общественная система все больше
диктует обращение к человеку, к личности ребенка, которому необходимо выразить
свою индивидуальность, неповторимость.
Концепция программы
Дополнительная образовательная программа социально

- педагогической

направленности «Очумелые ручки» носит практико-ориентированный характер.
Обучение по программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и
духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного самоопределения,
развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Актуальность программы обусловлена тем, что она направлена на создание
условий для творческого развития ребенка, на развитие мотиваций к познанию и
творчеству, развитие мелкой моторики.
Новизна программы


реализуется впервые в образовательном учреждении;



предлагает вариативный учебный план;



позволяет максимально разнообразить материалы;



помогает

ребенку

в

течение

короткого

промежутка

времени

самоопределиться;


обеспечивает подготовку школьников к трудовой деятельности;



популяризует знания по этнокультуре (дети получают информацию о
ремеслах и художественных промыслах России и родного края и других
культур, подкрепленную практическими навыками).

Педагогическая целесообразность
2

Является средством раскрытия потенциала одаренных детей, изучения их
интеллектуальных особенностей и личностных характеристик.
Цель программы:
1. Активизация работы по формированию у обучающихся ценностных ориентаций
через возрождение интереса к народным традициям, декоративно – прикладному
творчеству.
2. Создание условий для формирования творческой личности, способной созидать
себя как индивидуальность
3.Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и
людям труда.
Реализация программы связана с решением следующих задач:


создать в детском объединении благоприятную творческую среду, атмосферу
успеха и радости;



научить

основным приемам работы

с различными

материалами

и

инструментами, помочь овладеть основами культуры труда;


помочь освоить технологию канзаши, квиллинга, вышивки лентами,
войлочного валяния;



воспитать трудолюбие;



развить у детей жизненно необходимые навыки, требующиеся для их
социальной адаптации к условиям изменяющейся действительности;



помочь детям проявить их индивидуальные способности, фантазию,
наблюдательность и творчество;



дать возможность освоить правила и нормы общения с ровесниками и
взрослыми;



воспитать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего
мира, развить художественный вкус, пробудить интерес к познанию;

3



развить образное и пространственное мышление, развить моторику рук,
глазомер;



развивать духовно-нравственные качества обучающихся; способствовать
освоению

нравственно-этического

и

социально-исторического

опыта

человечества, отражённого в материальной культуре;


формировать

идентичность

гражданина

России

в

поликультурном

многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами разных
народов;
Отличительные особенности Программы
1. Занятия по программе построены таким образом, чтобы удовлетворить
потребности детей и родителей в содержательном досуге, в творческом
самовыражении, подготовить их к самостоятельной жизни.
2. Данная программа впервые реализуется в образовательном учреждении и
направлена на:


приобщение к декоративно-прикладному творчеству, включение ребенка в
личностно-значимую творческую деятельность с целью развития творческих
способностей;



учет интересов воспитанников, их потребностей и возможностей через
применение

личностно-ориентированных

технологий,

технологий

индивидуализации и уровневой дифференциации;


свободу

самостоятельной

деятельности,

в

которой

ребенок- является

непосредственным субъектом, осуществляющим все ее этапы (целеполагание,
планирование, реализацию и контроль), что создает наилучшие условия для
развития нравственно - волевых качеств;


функция педагога заключается в создании разнообразной предметной среды,
обеспечивающей воспитаннику выбор деятельности, которая соответствует
его интересам и имеет развивающий характер.

Возраст детей
4

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических,
физических особенностей детей подросткового возраста. В группу приходят дети
11-12 лет, не имеющие специальных навыков.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год обучения. На год обучения отводится 68 учебных
часов, занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Основное место на занятиях
уделяется практической и индивидуальной работе. На сообщение теоретических
сведений отводится около 1\3 часов учебного времени.
Основные задачи программы
Образовательные:


знакомство с историей возникновения ремёсел;



обучение навыкам работы с атласными лентами и тканью, канвой, бумагой,

фетром и войлоком.
Развивающие:
- развивать самостоятельность и способность решать творческие задачи;
- развивать зрительное восприятие;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- формировать эстетический и художественный вкус.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое
дело до конца;
- воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;
- уметь обогатить и разнообразить свой досуг.
Организация образовательного процесса:
На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные,
практические. Словесные методы – рассказ и беседа – сопровождаются
5

демонстрацией пособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных
работ. Основное место на занятиях отводится практической работе, которая
проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала .
Планируемые результаты:
Личностные :


овладение начальными навыками;



развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;



формирование эстетических потребностей;



развитие

эстетических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-

нравственной отзывчивости;


развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные :


овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности ,поиска средств её осуществления;


освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;



формирование умения планировать и, контролировать и оценивать учебные

действия;


формирование умения понимать причины успеха/неуспеха;



освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

При составлении

программы учитывались психофизиологические, моторно-

двигательные, социально-психологические особенности воспитанников:


недостаточный уровень развития мелкой моторики, координации движения

рук;


несформированность

пространственной

ориентации,

зрительного

восприятия;


недостаточность зрительно-двигательной координации;



слабая произвольная деятельность;



низкие интеллектуальные способности.
6

Требования к знаниям и умениям обучающихся
К концу обучения дети должны знать:


историю возникновения ремёсел;



применяемые инструменты и правила безопасной работы с ними;



материалы и их свойства;



технологический процесс изготовления сувениров в изученных техниках.

К концу обучения дети должны уметь:


правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;



изготавливать сувениры в изученных техниках

Критерии оценочной деятельности
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
проходит через участие их в конкурсах, выставках, массовых мероприятиях и т.д.
Важным итоговым этапом занятий является выставочная деятельность.
Выставки могут быть:


однодневные - проводятся в конце каждого задания с целью обсуждения;



постоянные - проводятся в помещении ,где работают дети;



тематические – по итогам изучения разделов, тем ;



итоговые - в конце года организуется выставка практических работ

воспитанников, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, гостей.
Оценочные формы детских работ


оценка педагога;



оценка детей;



самооценка своей работы;



отбор работ на выставки;



участие в конкурсах.
7

Учебно-тематический план.
№

Тема занятия

Теория Практика

п/п
1

Вводное занятие. История
появления канзаши. Материалы и
инструменты, техника безопасности.
Изготовление шаблона «Бантик».
Выполнение простого банта из лент.

2

Цветы на леске.
«Роза». Вариант 1.
Оформление основы для украшений.
(использование розы на леске по
первому варианту).
Цветы на леске.«Роза».
Вариант 2.
Оформление основы для украшений.
(использование розы на леске по
второму варианту).
Изготовление пояса и браслета
( использование одного из вариантов
выполнения розы на леске по
выбору детей).
«Фантазийный цветок» на леске.

3

4
5

6

7
8

Оформление резинок для волос
«Фантазийный цветок».

9

Острый лепесток.

10

Сборка цветов с острыми
лепестками.

11

Двухцветный острый лепесток
(вариант 1).

12

Сборка цветов с двухцветными
острыми лепестками.

Всего
часов

1

1

2

0.5

1.5

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1.5

2

1

1

0.5

1

1

1

0.5

1

1

1

0.5

0.5

0.5

8

13

Двухцветный острый лепесток
(вариант 2).

14

Сборка цветов с двухцветными
острыми лепестками.

15

Оформление заколок, резинок для
волос цветами в технике «Канзаши».

16

Острый выгнутый лепесток.

17

Сборка цветов с острыми
выгнутыми лепестками.
Оформление броши.

18

Плоский круглый лепесток.

19

Сборка цветов с плоскими круглыми
лепестками.

20

Объёмный круглый лепесток.

21

Сборка цветов с объёмными
круглыми лепестками.

0.5

0.5

1

1

1

1

1

2

0.5

0.5

1

1

1

0.5

1

1

1

0.5

1

1

1

1

1

0.5

0.5

22

Знакомство с техникой квиллинга.

23

Изготовление лепестков

0.5

1.5

2

24

Сувенир снежинка

0.5

0.5

1

25

Знакомство с фетром и изделиями
из него. История появления фетра.

1

1

26

Знакомство с фетром. Инструменты,
необходимые при работе с фетром.

0.5

1.5

2

27

Способы обработки и сборки
деталей из фетра. Простейшие швы.

0.5

1.5

2

28

Игольница

1

1
9

29

Коллективная работа. Панно

0.5

0.5

1

30

Подарки близким

0.5

0.5

1

31

Подарки близким

1

1

32

Подарки близким

1.5

2

33

Подарки близким

0.5

1

34

Знакомство с фоамераном.

1

1

35

Формирование лепестков и бутонов
цветов

0.5

0.5

1

48

Формирование лепестков и бутонов
цветов

0.5

0.5

1

49

Оформление панно «Корзина с
розами».

1

1

50

Изготовление лепестков цветка
«Анютины глазки».

2

2

51

Сборка цветка «Анютины глазки».

1

1

52-53

Оформление заколки цветком
«Анютины глазки».

0.5

1.5

2

54

Цветок «Подсолнух». Изготовление
семян.

1

1

2

0.5

1.5

2

1

1

55-56 Знакомство с войлоковалянием.
История появления войлока и
изделия из него.
57-58 Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности. Правила
работы с колющими и режущими
инструментами.

0.5
0.5

10

59-61 Изучение техники мокрого валяния,
эскизирование, подбор колорита и
материалов по теме: «Бусины и
камушки».

1

1

2

62-63 Создание украшения-броши «Мак».

1

2

3

64-66 Художественные возможности
шерсти, войлока, фетра. Создание
объемной тематической игрушки

1

1

2

0.5

1.5

2

19,5

48,5

68

67-68 Оформление работ на выставку.
Подведение итогов работы.
Выставка
Всего часов:

Содержание программы.
1. Канзаши.
Вводное занятие
Цель и задачи кружка «Канзаши». Режим работы. План занятий.
Демонстрация изделий. История развития канзаши. Инструменты и
материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила
техники безопасности при работе с инструментами. Изготовление шаблона
«Простой бант».
Цветы на леске
Знакомство с различными вариантами выполнения цветов на леске (без
использования клея). Изготовление основ, которые впоследствии могут стать
элементом украшения для волос или интерьера.
Основные лепестки канзаши (острый, круглый) .
Знакомство с основными лепестками в технике «Канзаши» (острый и круглый
лепесток). Выполнение различных вариантов лепестков на базе основного.
Использование острых и круглых лепестков в изделиях (цветы, насекомые,
снежинки).
11

2. Фетр. Знакомство с фетром и изделиями из него. История появления фетра.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Теория. Основы безопасности труда на занятиях. Правила поведения на
занятиях. Правила при работе с иглами, ножницами, термопистолетом.
Знакомство с фетром. Инструменты, необходимые при работе с фетром Теория.
Знакомство

с

материалом.

Демонстрация

изделий,

инструментов

и

приспособлений.
Способы обработки и сборки деталей из фетра. Простейшие швы. Теория:
Различия между способами закрепления нитей и их использование в процессе
выполнения работы. Виды швов и их классификация. Ручные швы и их
выполнение.

Шов

«вперёд

иголкой»,

«петелькой»,

«стебельчатый»,

«тамбурный», «назад иголкой». Практика: выполнение различных способов
закрепления нити; закрепление нити несколькими способами; выполнение швов
на фетре.
Выбор изделия. Технология пошива. Теория. Анализ и выбор образцов. Беседа о
пользе аксессуара. Практика: Заготовка выкроек-лекал, работа с шаблоном,
раскрой ткани по контуру, сшивание/склеивание деталей, оформление изделия.
Раскрой и пошив изделия. Игольница. Теория: История возникновения.
Разнообразие игольниц из фетра. Разбор этапов выполнения работы. Практика:
заготовка выкроек-лекал; работа с шаблоном; раскрой фетра; декорирование
деталей сшивание деталей; набивка изделия наполнителем.
3. Фоамеран.
Знакомство с историей возникновения фоамирана. Использование этого вида
искусства в жизни человека. Знакомство с профессиями: дизайнер, художник и
флорист. Выполнение не сложной работы из фоамирана.
Фоамиран тонированный, фактурный. Основные их свойства и качества.
выполнение простых элементов из фоамирана, таких как квадрат, круг,
овал.Тонирование заготовленных деталей и получение новых оттенков.
Техника выполнения плотной катушки. Техника выполнения ажурных
элементов. Основные законы композиции, изготовление простейших элементов:
лист розы, пиона, мака. Приемы изготовления лепестка розы, мака, пиона.
12

4. Войлок.
Знакомство с принадлежностями для работы, шерстью и ее разновидностями.
Фурнитура и аксессуары для декорирования изделий. Знакомство с техникой
сухого валяния (фильцевания).
Валяние иглами при помощи специальных форм. Декорирование и украшение
изделия при помощи дополнительных аксессуаров (бусин, бисера и т.д.)
Способы и приемы техники фильцевания, мокрого валяния, смешанной техники
валяния. Плоские и рельефные. Выполнение элементов, деталей изделия в
техникой фильцевание. Техника приемы изготовления полу объемных изделий.
Способы и приемы

фильцевания, мокрого валяния, смешанной техники

валяния. Виды и приемы декорирования. Сборка, декорирование и украшение
изделия.

Литература
 Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально

-

культурной

деятельности» / Е. И. Григорьев. , Тамбов, 2004.;
 Программа

педагога дополнительного образования: От разработки до

реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. –
(Методика).


«Шерстяные панно своими руками» Анна Пипер издательство НИОЛА-ПРЕСС
2007г.

 «Картины из шерсти» Петра Гофман АРТ-РОДНИК 2007г.
 «Войлок. Все способы валяния» Ксения Шинковская Москва АСТ-ПРЕСС
2011г.и
 Воробьёва О.С. Цветы из фоамирана М.: «Феникс», 2015г.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».