Аннотация к рабочей программе по алгебре
в параллели 8-х классов
авторов А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко
Рабочая программа учебного курса по алгебре для 8 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования
с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и в соответствии с авторской программой
А.Г.Мерзляка, В.Б.Полонского и др.
Данная рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа (3 часа в неделю), в том числе контрольных работ-9.
Количество часов в I четверти – 24 часа
Количество часов во II четверти – 24 часа
Количество часов в III четверти –30 часов
Количество часов в IV четверти – 24 часа.
Роль и место дисциплины
Курс алгебры 7—9 классов является базовым для математического образования и развития
школьников. В нём также учитываются доминирующие идеи и положения программы развития и
формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые
обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств
личности и способствуют формированию ключевой компетенции — умения учиться. Алгебраические
знания и умения необходимы для изучения геометрии в 7—9 классах, алгебры и математического
анализа в 10—11 классах, а также изучения смежных дисциплин.
Практическая значимость школьного курса алгебры 7—9 классов состоит в том, что предметом
его изучения являются количественные отношения и процессы реального мира, описанные
математическими моделями. В современном обществе математическая подготовка необходима
каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.
Одной из основных целей изучения алгебры является развитие мышления, прежде всего
формирование абстрактного мышления. В процессе изучения алгебры формируется логическое и
алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность
и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является
формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию,
обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и
аналогию.
Обучение алгебре даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность,
критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.
В процессе изучения алгебры школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе,
приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом
Адресат
Соответствие
Государственному
образовательному стандарту
Цели и задачи
использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и
письменную речь.
Знакомство с историей развития алгебры как науки формирует у учащихся представления об
алгебре как части общечеловеческой культуры.
Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации,
раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего
обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на
сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и
систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий,
толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей
применения теоретических знаний для решения разнообразных задач прикладного характера,
например решения текстовых задач, денежных и процентных расчётов, умение пользоваться
количественной информацией, представленной в различных формах, умение читать графики.
Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно
приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода,
подхода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определённого типа.
Программа адресована учащимся восьмых классов общеобразовательной школы.
Данная рабочая программа по математике разработана на основе:
1.
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 года №
287;
2.
Примерной основной образовательной программы основного общего образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образования от
08 апреля 2015г. № 1/15
3.
Примерной программы по курсу алгебры (7 – 9 классы), А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский,
М.С.Якир, «Алгебра – 7»/ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир/М.: Вентана-Граф, 2019
4.
Требованиям образовательной программы основного общего образования МБОУ СШ №1
Цели изучения курса:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в
практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для
полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления,
интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных
представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка
науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой
культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
Принципы, лежащие
построения программы
в
основе
Специфика программы
Основные содержательные
курса (разделы, структура)
линии
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня,
позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов
(физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и
неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление
функциональной подготовки школьников.
На основе требований Государственного образовательного стандарта предполагается
реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,
деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
•
приобретение математических знаний и умений;
•
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
•
освоение компетенций6 учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной,
личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы
вариативного развивающего образования и современные дидактико-психологические тенденции,
связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС.
1. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития;
принцип комфортности процесса обучения.
2. Культурно ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип
целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к
миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и
как культурный стереотип.
3. Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип
управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;
принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной
деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного
развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Специфика программы заключается в том, что увеличивается время на систематизацию и
повторение учебного материала в начале учебного года, которое позволяет ученику с невысоким
уровнем математической подготовки адаптироваться к изучению нового материала на следующей
ступени обучения.
В целях развития межпредметных связей, усиления практической направленности предмета
включены задачи физического характера, задачи из химии – на определение процентного содержания
и другие.
Основные содержательные линии курса:
•
Рациональные выражения – 33 часа;
•
Квадратные корни. Действительные числа – 25 часов;
•
Квадратные уравнения – 23 часа;
Виды
и
формы
организации
познавательной
деятельности
в
учебном процессе
Библиографический список
•
повторение и систематизация учебного материала – 21 час.
Рациональные выражения
Рациональные дроби. Основное свойство рациональной дроби. Сложение и вычитание
рациональных дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание рациональных дробей с
разными знаменателями. Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной
дроби в степень. Тождественные преобразования рациональных выражений. Равносильные уравнения.
Рациональные уравнения. Степень с целым отрицательным показателем. Свойства степени с целым
показателем. Функция y= k/x и её график.
Квадратные корни. Действительные числа
Функция y = x² и её график. Квадратные корни. Арифметический квадратный корень.
Множество и его элементы. Подмножество. Операции над множествами. Числовые множества.
Свойства арифметического квадратного корня. Тождественные преобразования выражений,
содержащих арифметические квадратные корни. Функция y = √х и её график.
Квадратные уравнения
Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений. Формула корней
квадратного уравнения. Теорема Виета. Квадратный трёхчлен. Решение уравнений, сводящихся к
квадратным уравнениям. Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций.
Виды и форма организации познавательной деятельности в учебном процессе
Основным видом организации учебного процесса является урок. Программа предусматривает
проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт. Используется фронтальная,
групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом
отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются
внеурочно (домашняя работа), посещают факультативные занятия.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуальногрупповые, фронтальные.
На уроках используются такие формы занятий как:
практические занятия;
тренинг;
консультация.
1.
Мерзляк, А.Г. Алгебра: 8 класс: учебник/ А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир; под
ред. В.Е.Подольского. – 5-е изд., стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2020. – 270 с.
2.
Буцко Е.В. Алгебра: 8 класс: методическое пособие/ Е.В. Буцко, А.Г.Мерзляк, В.Б.
Полонский, М.С.Якир – М.: Вентана-Граф, 2018. – 184 с.
3.
Мерзляк, А.Г. Алгебра: дидактические материалы: 8 класс: пособие для учащихся
общеобразовательных организаций/ А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир. – М.: Вентана-Граф,
2018. – 112 с.
4.
Мерзляк, А.Г. Алгебра: 8 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных
организаций/ А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир. – 3-е изд., стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2020.
– 112 с.
5.
Мерзляк, А.Г. Алгебра: 8 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных
организаций/ А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир. – 3-е изд., стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2020.
– 112 с.