РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДАЮ
.Щиректор МБОУ
на заседании
Педагогического совета
МБОУ ПГО (СОШ с.Полдневая>
Протокоп Nr1_o, аtЦ_2О2/2 r.
с.Полдневая>
Приказ
от
\
Т.Г.Батина
МБОУ
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Полевского городского округа
<<Средняя общеобразовательная школа с. Полдневая>>
на 2022-2023 гr.
г. Полевской
СОДЕРЖАНИЕ
рАздЕл
1.
tЕлЕвоЙ
з
1.1 Щель и задачи воспитания, обучающихся. ..
a
J
...
1.3 Щелевые ориентиры результатов воспитания...
5
16
16
2.2 Видьl, формы и содержание воспитательной деятельности
18
..........33
..........33
з4
З.4 Система поощрения соци€LIIьной успешности и проявлений активной
36
........з7
Календарный план воспитательной работы......
2
.52
рАздЕл
1.
цЕлЕвоЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и
другие работники МБОУ ПГО кСОШ с. Полдневая), обl^rающиеся, их
родители (законные представители), представители иных организаций,
}п{аствующие в реализации образовательного процесса в соответствии
с законодательством Российской Федерации, лок€lJIьными актами ТТIколы.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обуrающихся
имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание
воспитания обуrающихся в общеобр€вовательной организации определяется
содержанием российских базовых (гражданских, национutльньж) норм и
ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти
ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания
обучающ ихся. В ариативный компонент содержания воспитания обуlающ ихся
включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий
народов России.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации
планируетсяиосуществляетсявсоответствиисприоритетами
государственной
в Стратегии
период до 2025 года
политики в сфере воспитаниf,, установленными
рuввития воспитания в Российской Федерации на
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 J\b 996-р).
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является р€lзвитие высоконравственной личности, р€вделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенци€Lл в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.1 Щель и задачи воспитания обучающихся
современный российский национ€rльный воспитательный иде€tл
России,
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин
осознающий
принимающий судьбу отечества как свою личную,
в духовных и
ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый
народа Российской Федерации,
культурных традициях многонацион€lJIьного
правовыми актами
В соответствии с этим иде€tJIом и нормативными
воспитания обуrающихся
российской Федерации в сфере образования цель
вМБоУПГокСоШс.ПолДнеВая):разВиТиелиЧносТи'соЗДаниеУсловийдля
на основе социокультурных, духовносамоопределения и социаJIизации
обществе правил и норм
в
нравственных ценностей и принятых российском
семьи, общества и государства,
поведения в интересах человека,
гражданственности,
обучающихся чувства патриотизма,
формирование у
Героев Отечества,
защитников отечества и подвигам
памяти
к
уважения
3
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационзLпьного народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Задачи воспитания обучающихся в МБОУ ПГО (СОШ с. Полдневая):
усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
формирование и рЕввитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим
нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения,
межличностных и соци€lльных отношений, применения поJDrченных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобрЕLзовательных
программ в соответствии с ФГОС. Личностные результаты освоениrI
обучающимися общеобр€вовательных программ вкJIючают осознание
российской гражданской идентичности, сформированность ценностей
самостоятельности и инициативы, готовность об1.,rающихся к самор€ввитию,
самостоятельности и личностному самоопределению, н€UIичие мотивации к
целенаправленной соци€tльно значимой деятельности, сформированность
внутреннеЙ позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации
планируется и
осуществляется на
основе
аксиологического,
антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного,
личностно-ориентированного подходов и с уrётом принципов воспитания:
ryманистической направленности воспитаниrI, совместной деятельности детей
и
взрослых, следования нравственному примеру, безопасной
жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
программа ре€шизуется в единстве
учебной и воспитательной
деятельности общеобрzвовательной организации по основным
направлениям
воспитания в соответствии с ФГоС:
гражданское воспитан
формированиероссийской гражданской
идентичности, принадлежности к общности
граждан Российской Федерации, к
народу России как источнику власти
в Российском государстве и субъекту
тысячелетней российской государственности,
уважения к правам, свободам и
обязанностям |ражданина России,
правовой и политической культуры;
патриотическое воспитание
воспитание любви к
родному краю,
Родине, своему народу,
уважения к Другим
историческое
".;;;;;;;;;;,
4
просвещение, формирование россиЙского национ€tльного
сознания, российской культурной идентичности;
исторического
воспитание на основе
духовно-нравственное воспитание
духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий
народов России, формирование традиционных российских семейных
ценностеЙ; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости,
дружелюбияи взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
эстетическое воспитание
эстетической культуры
- формирование
на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового
образа жизни и эмоционального благополучия
- р€ввитие физических
способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков
безопасного поведения в природной и социа-пьной среде, чрезвычайных
ситуациях;
трудовое воспитан
воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессионzLпьной деятельности;
экологическое воспитание
формирование экологической
культуры, ответственного, бережного отношениrI к природе, окружающей
среде на основе россиЙских традиционных духовных ценностей, навыков
охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
воспитание стремления к познанию
ценности научного познан
себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учётом личностных интересов и общественных
потребностей.
1.3 Щелевые ориентиры результатов воспитания
Фгос деятелъность педагогического
Для выполнения требований
быть направлена на
коллектива мБоУ пго (СоШ с. ПолдневzUI должна
воспитания, развитии личности
следующие целевые ориентиры результатов
обучающихся:
воспитания
щелевые ориентиры результатов
образования,
на уровне начального общего
5
Гражланско-патриотическое восп итание
Знающий и любящий свою м€Lпую родину, свой край, имеющий
представление о Родине
России, её территории, расположении.
-
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
России, Российского государства.
родного края, своей Родины
-
Понимающий значение гражданских символов (госуларственная символика
России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников
Отечества, проявляющий к ним уважение.
Имеющий первонач€Llrьные представления о правах и ответственности
человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социаJIьно значимой деятельности.
Щуховно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семеЙные ценности с учётом национальноЙ, религиозноЙ принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивиду€Lпьность и достоинство каждого человека.
ЩОброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
ПОМОЩЬ, ВЫражаЮщиЙ неприятие поведениrI, причиняющего
физический и
мор€tльный
вред другим людям, уважающий старших.
умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознающий ответственность за свои поступки.
владеющий представлениями о многообр азии языкового и культурного
пространства России, имеющий первонач€rльные навыки общения с людьми
р€вных народов, вероисповеданий.
сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы,
родного
языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
эстетическое воспитание
способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей.
6
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой
художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в рЕrзных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том
числе в информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое рzввитие с учётом возможностей здоровья,
занятия физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с уrётом
возраста.
Труловое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к р€lзным профессиям.
Участвующий в р€tзличных видах доступного по возрасту трУДа, тРУДОВОЙ
деятельности.
экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, непр иятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам,
выражающий готовность в своей деятельности придерживаться
экологических норм.
Щенности научного познания
7
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к наr{ным знаниям, науке.
Обладающий первонач€Lпьными представлениями о природных и социЕrльных
объектах, многообржии объектов и явлений природы, связи живой и неживой
природы, о науке, нау{ном знании.
Имеющий первонач€Lпьные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественнонаучной и ryманитарной областях знания.
Щелевые ориентиры результатов воспитания
на уровне основного общего образования.
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонацион€rльном и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа
России, тысячелетней истории российской государственности на основе
исторического просвещения, российского национ€Lпьного исторического
сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, прЕlздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод,
законных интересов других людей.
Выражающий непр иятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизмщ терроризма, коррупции в обществе.
ПРИНИМаюЩий участие в жизни кJIасса, общеобразовательной организации, в
том числе самоуправлении, ориентированный на rlастие в соци€tльно
значимой деятельности.
Патриотическое восп итание
Сознающий своЮ национzLльную, этническую принадлежность, любящий
свой народ, его традиции, культуру.
8
ПРОявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и
других народов России, символам, пр€вдникам, памятникам, традициям
народов, проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего
крш, своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины
России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения,
героев и защитников Отечества в процшом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
,.Щ5rховно-нравственное восп [tтание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов
России, российского общества в ситуациrIх нравственного выбора (с учётом
национ€Lльной, религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских дуковнонравственных ценностей и норм с 1^rётом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоци€Lльных поступков,
поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственныМ
нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуzLльного и общественного пространства, значение и ценноСТЬ
межнационuшьного, межрелигиозного согласия людеЙ, нароДоВ в РОССИИ,
умеющий общаться с людьми рzвных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционныМ СеМеЙНЫМ
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания
семьи, рождения и воспитания детей.
проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и
литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества.
эстетическое воспитание
выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
народных традиций и народного творчества в искусстве.
9
Проявляющий эмоцион€tпьно-чувственную восприимчивость к рzвным виДаМ
искусства, традициями творчеству своего и других народов, понимание их
влияния на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм,
ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в р€вных видах искусства, в
художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных
усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила
безопасности, безопасного поведенид в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдых4 реryлярную физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления
ztлкоголя, наркотиков, игровой и иных форп,t зависимостей), понимание их
последствий, вреда для физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоционutльное состояние (своё и других
людей), стремящийся управлять собственным эмоцион€lльным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся соци€lльным,
природным условиям, стрессовым ситуациям.
информационным и
Труловое воспитание
уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изr{ению профессий и труда
р€Вличного рода, в том числе на основе применения предметных знаний.
СОзнающий важность трудолюбия, обl^rения труду, накоплениrI навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни дJUI успешной профессиональной
самореaлизации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобр€вовательной организации, своей местности ) технологической и
10
направленности, способный инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность.
соци€tльной
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов, потребностей.
экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей
их решения, значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социЕtльной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социЕrльных наук
для решения задач в области охраны природы, планированиrI своих поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
Щенности научного познания
Выражающий познавательные интересы в р€lзных предметных областях с
учётом индивиду€Lпьных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе,
взаимосвязях человека с природной и соци€lльной средой.
Развивающий навыки использования р€вличных средств познания,
накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельносТЬ В
информационной, цифровой среде).
,,щемонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления
опыта в естественнонаучной и ryманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.
Щелевые ориентиры результатов воспитания
на уро вне среднего общего образования
Гражланское воспитание
осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонационzrльном и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе,
11
Сознающий своё единство с народом России как источником власти и
субъектом тысячелетней российской госуларственности, с Российским
государством, ответственность за его развитие в настоящем и булущем на
основе исторического просвещения, сформированного российского
национЕrльного исторического сознания.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный арryментированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского
государства, сохранять и защищать историческую правду.
Ориентированный на активное гражданское r{астие на основе уважения
закона и правопорядка, прав и свобод со|раждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по
социЕtльным, национ€Lпьным, расовым, религиозным признакам, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской соци€rльно значимой деятельности (в
ученическом самоуправлении, волонтёрском движении, экологических,
военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспптание
Выражающий свою национ€lльную, этническую принадлежность,
приверженность к родной культуре, любовь к своему народу.
Сознающий причастность к многонационЕlльному народу Российской
Федерации, Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, традициrIм,
пр€вдникам, памятникам народов, проживающих в родной стране
России.
-
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
ПОДДерживающиЙ их права, защиту их интересов в сохранении россиЙскоЙ
культурной идентичности.
Щуховно-нравственное воспитание
проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным
ценностям, культуре народов России с 1^rётом мировоззренческого,
национ€lльного, конфессионального самоопределения.
!ействующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-
нравственных ценностей и норм с осознанием последствий посryпков,
t2
ДеЯТеЛЬНО ВЫРажающиЙ неприятие
антиryманных и асоци€rльных
поступков,
поведения, противоречащих этим ценностям.
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
Мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям ра:}личных
этнических групп, религий народов России, их национ€tльному достоинству и
религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод
всех граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность межнационЕlJIьного,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести ди€rлог с
людьми рaвных национ€lльностей, отношения к религиии религиозной
принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рожденияи воспитания в семье детей;
неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениrIми о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России,
демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания
отечественной и мировой духовной культуры.
эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
российского и мирового художественного наследия.
Проявляющий восприимчивость к р€вным видам искусства, понимание
эмоционЕrльного воздействия искусства, его влиянпя на поведение людей,
умеющий критически оценивать это влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию
творческих способностей в разных видах искусства с учётом российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое
обустройство собственного быта.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия
13
Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни,
здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении
своего здоровья и здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, реryлярную
физическую активность), стремление к физическому совершенствованию,
соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек
(курения, употребления €Lпкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей),
деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда
для физического и психического здоровья.
,.Щемонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического,
эмоционzLльного, психологического), состояния других людей с точки зрения
безопасности, сознательного управления своим эмоциончtпьным состоянием,
р€ввивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении,
в рЕвных коллективах, к меняющимся условиям (социальным,
информационным, природным).
Труловое воспитание
Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессион€}льные
достижения своих земляков, их вкJIад в р€ввитие своего поселения,. края.
страны, трудовые достижения российского народа.
Проявляющий способность к творческому созидательному соци€lльно
значимому труду в доступных по возрасту социчrльно_трудовых ролях, в том
ЧИСЛе ПреДПринимательскоЙ деятельности в условиях самозанятости или
наёмного труда.
УЧаСтвУющий в соци€rльно значимой трудовой деятельности рЕвного вида в
семье, общеобр€вовательной организации, своей местности, в том числе
оплачиваемом Труде в каникулярные периоды, с учётом соблюдения
законодательства.
выражающий осознанную готовность к полr{ению профессион€lльного
образования, к непрерывному образованию в течение жизни как
условию
профессионЕlльной
и общественной деятельности.
успешной
74
Понимающий специфику трудовой деятельности, реryлирования трудовых
отношений, самообразования и профессион€Lпьной самоподготовки в
информационном высокотехнологическом обществе, готовый )п{иться и
трудиться в современном обществе.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой,
профессиональной деятельности в российском обществе с 1..rётом личных
жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.
экологическое воспитание
.Щемонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры
на основе понимания влияния соци€rльно-экономических процессов на
природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в
природной среде.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе.
Применяющий знания естественных и соци€rльных наук для рiвумного,
бережливого природопользования в быту, общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной,
природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, rIаствующий в его
приобретении другими людьми.
I|енности научного познания
,Щеятельно выражающий познавательные интересы в рzвных предметных
областях с 1^rётом своих интересов, способностей, достижений.
Обладающий представлением о современной научной картине мира,
достижениях науки и техники, арryментированно выражающиЙ понИМаНИе
значения науки в жизни российского общества, обеспечении его безопаСНОСТИ,
ryманитарном, соци€lльно-экономическом развитии России.
,щемонстрирующий навыки критического мышления, определения
достоверной научной информации и критики антина}п{ных представлений.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накоплениrI и
систематизации фактов, осмысления опыта в естественнона}п{ной и
гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
15
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
МуниципЕuIьное бюджетное общеобр€вовательное учреждение
Полевского городского округа <<Средняя общеобразовательн€ш школа
с.Полдневая>) - одно из старейших учреждений образования Полевского
округа, со своей 108-летней историей. Построено в 1914 году как одноэтажное
кирпичное здание с четырьмя классными комнатами. ТIТкола за всю историю
|9З2 года
своего существования пережила множество реформаций:
осуществлялось четырёхлетнее образование, кJIассы н€}зывЕlлись группами.
Затем стЕIл осуществляться переход от начальной к в семилетней школе.
Изменилось и нaввание учебного заведения, оно стЕtло н€lзываться фабрично заводской семилеткой (ФЗС). От обычной школы ФЗС отличалась только тем,
ЧТО УЧеНИКоВ обуT али слесарному и столярному делу. в 1934г. состоялся
первый выпуск ФЗС. В конце 1930 годов школа ст€rла общеобразовательной.
В военное время обуtалось около 140 учеников. Учебный год начинался не с
1 сентября, а намного позже, так как целый месяц r{ащиеся работали в поле,
помогая родителям. Весной так же хватало работы на полях, а летом на
сенокосе. В 1950 - е годы количество }п{ащихся резко возросло. В каждом
классе заним€tлось более 45 человек и их было по два.
В 1958 г. школа стала восьмилетней. В 1961 г состоялся первый выпуск
десятиклассников. В 1991гв школе введено 11 -летнее образование.
с
Сейчас МБОУ ПГО (СОШ с. Полднев€IrI)) является школой, обуlение
в которой осуществляется по трем уровням образования (начальное общее
образование, основное общее образование, среднее общее образование). В
школе осуществляется инкJIюзивное образование детей ОВЗ. Об1"lение
проходит в одну смену. Располагается школа в том же здании с двумя
пристроями.
Состав
обучающихся
школы
неоднороден: рядом
с
Высокомотивированными r{ащимися, в школе обуlаются дети с низким
УРОВНеМ УчебноЙ мотивации и соци€tльных притязаниЙ. Большое количество
СеМеЙ ОбУчающихся - неполные, с одним родителем, в основном- матерью.
так как в селе мало рабочих мест, родители вынуждены уезжать на работу в
районный и областной центры, вследствие чего дети часто остаются без
должного внимания со стороны взросльж. Исходя из вышеизложенных
фактов, проtрамМа воспитания МБОу IгО (СоШ с. Полдневая)> составлена
с r{етом потребностей, склонностей, особенностей личности,
уровня развития
и воспитания рЕвных групп обучающихся.
16
При ре€Lлизации программы воспитания школы педагогический
коллектив должен бороться с негативными проявлениями, обязан прививать
обучающимся высокие образцы нравственности и культуры, доброты и
понимания, готовности прийти на помощь. Для успешного выполнения этих
задач деятельность педагогического коллектива в процессе воспитаниrI
стоится на следующих принципах:
1) Соблюдение прав ребенка и семьи, обеспечение безопасности нахождения
детей в образовательном учреждении,в том числе информационной;
2) Создание в школе комфортной среды, основанной на строгом соблюдении
законодательства и уважении личности каждого человека;
3) Организация традиционных ключевых общешкольных дел и событий,
объединяющих годовой цикл воспитательной работы, на принципах
коллективного творческого дела взрослых и детей;
4) Реализация ключевых общешкольных дел и событий основывается на
конструктивном взаимодействии между детьми и подростками р€вных
возрастов и взрослыми, в котором нет соперничества и соревновательности;
каждый ребенок в процессе взросления наделяется с каждым годом все более
ответственной и сложной ролью;
6) Преимуществом при ре€rлизации
процесса воспитания должны пользоваться
объединения взрослых и детей на основе общего интереса, увлечения,
полезного р€ввивающего времяпрепровождения; руководитель такого
объединения планомерно работает над
созданием коллектива
доброжелательных единомышленников;
7) Ключевой фиryрой воспитания в школе является классный руководитель,
реaлизующий защитную, личностно р€ввивающую, организационную,
посредническую функции по отношению к детям.
значимые традиционные события и мероприятия,
составляющие основу воспитательной системы МБОУ IГО (СОШ
Наиболее
с.Полдневая>:
- Мероприятия) посвящённые значимым датам страны.
- Праздник к,Щень знаний>>
- .Щень школьного самоуправления (проф. пробы).
- Месячник Защитника Отечества
- Праздник Последнего звонка.
t7
- Праздник прощания с начапьной школой
- Торжественная церемония вручения аттестатов.
- Спортивные мероприятия в рамках деятельности школьного спортивного
клуба.
Мероприятия патриотической направленности, в том числе в рамках
деятельности военно-патриотического клуба <<Феникс>>.
_
МБОУ ПГО (СОШ
с. Полдневая) участвует в значимых проектах и
программах, включённых в систему воспитательной деятельности:
- городской фестив€tль
детского и юношеского творчества "Самоцветы"
- Федеральный профориентационный проект <<Билет в будущее>.
- Межрегион€Lпьный
профориентационный проект БФ <Синарa>) - Точка
опоры.
- Проекты и мероприятия Общероссийской общественно-государственной
детско-юношеской организации кРоссийское движение школьников>).
- Федеральный проект <<Орлята России>>.
2.2 Впдьl, формы и содержание воспитательной деятельности
Урочная деятельность
Реализация педагогами МБОУ
потенциitла урока предполагает:
tГО (СОШ
с. Полдневая) воспитательного
- установление доверительных отношений между )лителем
и его
учениками, способствующих позитивному восприятию }чащимися
требованиЙ и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы С Полуt{аемой на уроке соци€lльно
значимой информацией - инициирование ее обсуждения, выск€lзыв ания
r{ащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
18
- ИСПОЛЬЗОВаНИе ВОСПитательных возможностеЙ содержания )чебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
ПОВеДения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных фор, работы rIащихся:
интеллекту€Lльных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; диску ссий, которые дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного ди€Lпога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
_
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках ре€tлизации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести
навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, арryментирования и
отстаивания своей точки зрения.
Внеурочная деятельность
Реализация воспитательного потенци€Lла внеурочной деятельности в целях
н ых потребно стей, обуlаю щ ихся осуществляется в
о бе с печ е ния индивиду€tль
рамках, выбранных обучающимися, курсов, занятий, дополнительных
общеобразовательных общерzввивающих программ
:
Уровень начального общего образования:
Направление деятельности
Общеинтеллекту€rльное
Спортивно-оздоровительное
Духовно-нравственное
Общекультурное
Итого:
Название курса
Кол-во
часов
<ЗанимательнЕUI математика)
5
<Шахматы>
<Пионербол>
кПодвижные игры))
Разговоры о важном
<Этикет общения>>
5
19
J
2
5
5
25
Щелевая
программа
количество
Объединения технической
1-2 кл
кПервые шаги в информатику>
направленности
3-4 кл
<Первые шаги в информатику>
<Занимательнtul физика>>
кЗанимательнЕuI физика>
l
l
l
Направление деятельности
аудитория
1-2 кл
3-4 кл
1-2
3-4
Объединения
естественнонауrной
направленности
Объединения физкультурноспортивной направленности
1-2
3-4
4-5
кл
кл
кл
кл
кл
социально-
1
<<Похимичим>>
1
кПохимичим>
<Мир естествознания)
<Мир естествознания>
кЮный химик)
1кл
2кл
3кл
4 <А> кл
Объединения
грланитарной
направленности
часов в
неделю
4 <Б> кл
1-4 кл
2кл
3кл
4а
1
2
2
1
2
кХореография>
<Хореография>
<Хореография>
кХореография>
<Хореография>
<Юные спортсмены)
кПоварёнок>l
<Поварёнок>
<Поварёнок>
2
2
2
2
l
1
l
l
Уровень основцого общего образования:
Организация внеурочной деятельностп
Направление
внеурочной
деятельности
Форма
организации
Секция
Спортивнооздоровительное
Наименование программы,
мероприятия
кБаскетбол>
6
<Юные инспектора движения)
l
<.Щружина юньIх пожарньrх)
2
Отряд кКапля>
1
кЯ-гражданин>
l
Программа
Разговоры о важном
6
Программа
<Россия
Программа
Программа
<От истории родного края к 6
истокам души>
(Удивительное l
чтение)
кИнформатика в играх и задачах>>
6
Программа
Интеллектуальный калейдоскоп
Социальное
Патриотическое
,,Щух о в
но -н рав ств
ен н о
е
Программа
Общеинтеллектуальное
Кол-во
часов в
неделю
2о
- Родина
моя>>
l2
l8
60 часов
Итого
Направление деятельности
Объединения
направленности
техническои
программа
Щелевая
аудитория
количество
часов в
неделю
8-9 кл
l
<<Робототехника и
легоконструирование))
бкл
5кл
7кл
1
l
<Легоконструирование)
<Основы робототехники>
кЮный физик>
кВ мире растений>
кЮный химик))
м
6-7
Объединения
естественнонаучной
направленности
<
5кл
4-5 кл
Объединения физкультурноспортивной направленности
5-1l кл
Объединения художественной
6-11 к-гl
5-9 кл
<<Медиа
1
2
1
l
<Хореография>
кВолейбол>
2
5-7 кл
кФубол>
5-1l шl
кПалитра цвета))
2
J
8-1
l
кл
l
направленности
Объединения
социальногрrанитарной направленности
ВПК
- школа)
2
2
<<Феникс>
Уровень среднего общего образования:
Направление внеурочной
деятельности
Спортивнооздоровительное
Социальное
,Щуховно -нрав ственное
Организация внеурочной деятельности
Форма
наименование
прогрalп,Iмы,
оргfiнизации
мероприятия
<Баскетбол>
Секция
Общекультурное
4
Программа
Наставничество <Ученик-ученик))
Программа
2
Программа
вопросы
кТрулные
обществознilния))
кИзбранные вопросы математики))
Решение нестандартньtх задач по
химии
Интеллектуальный калейдоскоп
Программа
кПсихология общения))
4
Програплма
Обще интеллектуальное
Кол-во
часов
Программа
2
2
2
4
20
Итого:
Направление деятельности
Объединения
физкультурноспортивной направленности
художественной
объединения
направленностц
программа
Щелевая
аудитория
5-1 1 кл
8-1
l
кл
5-1 1 кл
2t
количество
часов в
неделю
<Хореография>
кВолейбол>
2
кПалитра цвета)
J
1
Объединения
социальногуманитарной направленности
6-1l кл
2
<<Медиа
- школа)
Классное руководство
Осучествляя работу с классом, кJIассный руководитель организует
работу с классным коллективом; индивиду€lльFtуIо работу с обrIающимися
вверенного ему класса; работу с у{ителями-предметниками в данном классе;
свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с
администрациеЙ МБОУ ПГО (СОШ с.Полдневая)), органами школьного и
классного r{енического самоуправления, родителями
(законными
представителями), классным родительским комитетом, психологом,
педагогом-организатором, педагогами дополнительного образования и
кураторами направлений.
рабоmа с классныIи коллекmuвом:
- инициирование и поддержка участия кJIасса в общешкольных ключевьгх
делах, ок€вание необходимой помощи обучающимся в их подготовке,
проведении и анЕLлизе;
- организация интересных
обуrающегося, совместных дел
(познавательной, трудовой,
нравственноЙ, творческоЙ,
и полезных, для личностного развития
с обучающимися вверенного ему кJIасса
спортивно-оздоровительной, духовнопрофориентационноЙ направленности),
одноЙ стороны, вовлечь в них обуrающижся с самыми
ПоЗВоляющие, с
р€Вными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться
В них, а с другоЙ, установить и упрочить доверительные отношения с
обучающимися кJIасса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы
поведения в обществе;
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагогического работника
и
об1^lающихся, основанных на
принципах уважительного отношения к личности обу.rающегося, поддержки
активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставлениrI
обучающимся возможности обсужден ия и принятиярешений по обсуждаемой
проблеме, создания благоприятной среды для общения;
- сплочение коллектива кJIасса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; походы и экскурсии, организуемые кJIассными
руководителями и родителями;
- прzвднования в кJIассе дней рождения обучающихся, вкJIючающие в
себя подготовленные ученическими группами поздравления, сюрпризы,
творческие подарки и розыгрыши; реryлярные внутрик.IIассные ((огоньки)> и
вечера, дающие каждому обуrающемуся возможность
рефлексии
собственного участия в жизни кJIасса;
22
- Выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих
обучающимся освоить нормы и правила общения, которым они должны
следовать в школе.
И н d uвudу cul ьн ая р аб о m а с
о бу
чаюululйuся
:
- изучение особенностей личностного р€ввития обучающихся кJIасса
через наблюдение за поведением обl^rающихся в их повседневной жизни, в
специ€Lльно создаваемьtх педагогических ситуациrIх, в играх, погружающих
обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых
педагогическим работником беседах по тем или иным нравственным
проблемам. Результаты наблюдения сверяются с результатами бесед
кJIассного руководителя
с родителями обучающихся,
предметниками, а также (при необходимости)
rIителями-
- со школьным психологом;
- поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных
проблем (налаживание взаимоотношениЙ с однокJIассниками или
педагогическими работниками, выбор профессии, организации высшего
образования и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.r.), когда
каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
обуrающегося, которую они совместно стараются решить;
- индивидуЕlльная
работа с обучающимися
класса,
направленн€ljя
на
заполнение ими личных портфолио, в которых обlчающиеся не просто
фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения,
но и в ходе индивидуaпьных неформальных бесед с кJIассным руководителем
в начапе каждого года планируют их, а в конце года вместе ан€rлизируют свои
успехи и неудачи;
- коррекция поведениъ обучающегося через частные беседы с ним, его
родителями или законными представителями, с другими обучающимися
кJIасса; через включение в проводимые школьным психологом тренинГи
общения; через предложение взять на себя ответственность за то илИ ИНОе
поручение в классе.
Р аб о mа с учumелял4u-пр
е
dмеmнuксlмu в KJlac
се:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями_
предметниками, направленные на формирование единства мнений и
требоваНий педагогических работников по кJIючевым вопросам воспитания,
предупреждение
рzврешение конфликтов между учителями-
и
предметниками и обучающимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблеМ класса и интегРацию воспитательных влиrIний на обучающихся;
- привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных
и
делах, дающих педагогическим работникам возможность лrIше узнавать
2з
понимать своих обучающижся) увидев их в иной, отличной, от )п{ебной
обстановки;
ПРИВлечение 1^rителей-предметников
)частию
родительских
собраниях класса для объединения усилий в деле обl^rения и воспитания
обучающихся.
-
к
Рабоmа с
в
роdumелямu обучаюtцlмся uпllt uх
законньtпчru
преdсmавumелямu:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах
и
проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом;
- помощь родителям обучающихся или их законным представителям в
реryлировании отношений между ними, администрацией школы и )п{ителямипредметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обl^rения и воспитаная обучающихся;
- создание и организация работы родительских комитетов классов,
)п{аствующих в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и обучения их обучающихся;
- привлечение членов семей, обучающихся к организации и проведению
дел класса;
- организация на базе класса семейных пр€}здников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
Основные школьные дела
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел в
МБОУ ПГО (СОШ с. Полдневая) предусматривает:
- проведение общешкольных праздников к.Щень r{ителя>>, <),
<<'Щень отца) <<,Щень матери)>, <<Новый год), <,Щень героя Отечество> <<.Щень
защитника отечества)), <<Международный Щень 8 марта>, <<,Щень Победы в
ВоВ).
-
ежегодные конкурсы чтецов, посвященные Дню
воина-
интернацион€lлиста
и Щню защитника Отечества
- участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в
России и мире, таких как:
<<Капля
жизни), посвященная Щню борьбы с
терроризмом, и <<Окна Победы>.
- торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом на следующий уровень образования, символизирующие
приобретение новых социztльных статусов в общеобразовательной
организации, обществе: Праздник первого звонка, Прощание с азбукой,
24
Праздник последнего звонка, Торжественное вручение аттестатов;
Выпускной вечер.
- церемонии награждения обучающихся за достижения в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, вклад в р€ввитие общеобр€вовательной
организации - Щеремония награждения по итогам ежегодных школьных
конкурсов <Самый активный класс), <<Лучший дежурный класс>>, <Самый
активный ученик)).
- комплекс дел экологическо-трудовой
направленности: работа на
пришкольном участке, выращивание овощей, уход за зоной отдыха
(ландшафтный дизайн), экологические субботники на территории школы и
мемори€Lла <<В оинам-Полдневчанам).
- участие обучающихся и членов их семей в проведении сельских
пр€вдников: 9 мая,.Щень села, Масленица, Осенины.
ролях (сценаристов,
постановщиков, исполнителей, корреспондентов, фотографов, видеографов,
ведущих, декораторов, музык€Lльных редакторов, ответственных за
оборулование, за приглашение и встречу гостей и т.д).
- вовлечение обучающихся в школьные дела в р€вных
- наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения) анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями
с обуlающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми.
Внешкольные мероприятия
Реализация воспитательного потенц иала внешкольных меропри ятий
tГО (СОШ с. Полдневая)) предусматривает:
МБОУ
_ общие внешкольные мероприятия, такие как военно-спортивнм
иГРа
<Зарница)), участие в соревнованиях <Лыжня России>;
- выезды на рrвличные экскурсии, в музеи, посещение театра rщрамы и Юного
зрителЯ (г. Екатеринбург), экскурсии на предприятия (в пожарную часть,
посещение СТЗ);
- экологические экспедиции отряда <<Капля>>.
Организация предметно-пространственной среды
Воспитывающее влияние на ребенка в МБОУ IГО кСОШ
Полдневая> осуществляется через такие формы работы с предметно
с,
эстетической средой как:
- оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров,
и их периодическ€UI
рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.)
25
переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения
негативных установок школьников на учебные и внеr{ебные занятия;
-
р€tзмещение
на стенах МБОУ ПГО (СОШ
с
Полдневая>> реryлярно
сменяемых экспозиций: творческих работ школьников: рисунки на тему
Осени, посвященные праздникам 9 мая, 8 марта, работы детей, посещающих
изостудию <<Палитра цвета)); поделок и аппликаций к пр€вдникам Осени и
Новому году, фотографий участников школьных фотоконкурсов, позволяет
обl"rающимся реализовать свой творческий потенци€UI, а также знакомит их с
работами друг друга.
- озеленение пришкольной территории, и зоны отдыха, разбивка клрлб
п€lлисадниках
в
школы, выращивание декоративною кустарника и цветов;
-
благоустройство классных кабинетов, осуществляемое кJIассными
руковод1,Iтелями вместе со школьниками своих кJIассов, позволяющее
rIащлrilIся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее
повод для длительного общения классногоруководителя со своими детьми;
- оформление пространства для проведения конкретных
школьнtIх событий (праздников, церемоний, торжественных линеек,
- событltГtный дизайн
творчесlilIх вечеров, выставок, собраний, конференций и т. п.);
- акцентирование внимания школьников посредством информационнотематIttIсских стендов (к теме года, к юбилеям писателей и важным для страны
событltяrl, профориентационного стенда), плакатов, тематических фотозон ( к
Дню зIlаtIий, ко Щню учителя, цразднику Осени, Новому году, 23 февраля, 8
марта) на важных для воспитания ценностях, традициях и правилах.
В
з
l
и
модей ствие с родителями
(законными
представителями)
Работа с родителями или законными представителями школьников
ОСУЩествляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном
вопросе. Работа с родитеJUIми или законными представитеJUIми обуrающихся
В МБО}r ПГО (СОШ с. Полдневая)) осуществляется в рамках следующих
видов rr (lорм деятельности:
fla
zрупповол4 уровне:
- общешкольный родительский комитет школы,
участвующие в
управ-ц е }Iии образовательной организацией и решении вопро сов во спи тания и
26
их детей;
- родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастньtх
особенностеЙ детей, формы и способы доверительного взаимодействия
родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, кругJIые столы с
пригJIашением специаJIистов ;
_
родительские дни, во время которых родители моryт посещать
школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе
уrебно-воспитательного процесса в школе;
- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждсния наиболее острых проблем обучениrI и воспитания школьников;
- родительсклtй лекторий, на котором родители могJIи бы полr{ать
ценные рекомендациии советы от профессион€Lпьных психологов, врачей,
соци€tльIIых работIlиков и обмениваться собственным творческим опытом и
находка),Iи в деле воспитания детей;
соци€rлизации
На uнduвudуальном уровне
:
- работа специ€Lпистов по запросу родителей для решения острьtх
конфлиr."тных ситуа ций ;
консилир{ах, собираемых в слr{ае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
- )пrастие родителей в педагогических
конкретIIого ребенка;
- помоulь со стороIrы родителей в подготовке и проведении общешкольньIх и
внутри
Ii.T
ассных
l\1
ер опри ятий во спитательной
направленно
сти
;
индивl lдуulпьное консультирование с целью координации воспитательных
усилий lIедагогов lr родителей.
_
Clilroyпpal}JlclIиe
Гiоддержка детского самоуправлениrI
в МБОУ tГО
(СОШ
с.ПолдtIевая)) поNlогает педагогам воспитывать в детях инициаТИВНОСТЬ,
самостоliтельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного
предоставляет широкие ВозможнОСТИ ДJlЯ
самовыi]]iкеIIlIя I1 сllл\Iореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Поскольli), уtIащItN{ся младшиХ и подроСтковыХ кJIассоВ не всегда удается
самостоrlтельно оi]ганизовать свою деятельность, детское самоуправление
достоинства, а школьникам
(посредством введения
трансформироваться
функцll l л I]едагога-I.)/ратора) в детско-взрослое самоуправление.
осуществляется следующим
,Щ.'ТС l>
состоит из
6
рrвделов:
1. Предупреждение безнадзорности и
2.
3.
4.
5.
правонарушений
несовершеннолетних.
Предупреждение гибели и травматизма детей на пожарах.
Предупреждениедетскогодорожноготравматизма.
Профилактика экстремизма среди молодежи.
Профилактика распространение ВИаI-инфекции
и других
соци€tльно-
опасных болезней.
6. Профилактика суицид€Lльного поведения у детей и подростков.
Каждый р€вдел содержит 4 блока:
1. Организационная работа направлена на разработку и осуществление
комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма,
наркомании, токсикомании, профилактика
ВИlI,
осуществление
систематической работы с картотекой обучающихся (группы риска).
2. Щиагностическая работа предполагает создание банка данных об образе
жизни семей обl^rающиNся, о положении детей в системе внутрисемейных
отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений
подростков с педагогами школы.
З. Профилактическ€uI работа со школьникамивкJIючает предупредительнопрофилактическую деятельность и индивидуЕIльную рабоry с подростками с
девиантным поведением и детьми (группы рискa>>. Предупредительно
профилактическzш деятельность осуществляется через систему кJIассных
часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуaльных
профилактических бесед. Она способствует формированию у об1^lающихся
представлений об адекватном поведении, о здоровой, но склонной к
правонарушениям личности подростка. Задача индивидуальной работы с
подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному
выбору воспитанником своего жизненного пути.
с
4. Профилактическая работа
родителями (законными
представителями) предусматривает установление неиспольЗоВаННОГО
резерва семейного воспитания, нахождение путей оптим€Lпьного
педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в
воспитательный процесс через систему родительских собраний,
общешкольных меропри ятий с детьми и родителями, рабоry Совета школы.
Социальное партнёрство
29
Социальными партнерами МБОУ ПГО (СОШ с. Полдневая>> в решении задач
воспитания являются:
- территориальное управление с. Полдневая;
- отделение общеврачебной практики с. Полднев€tя;
- Сельская библиотека;
- пожарн€ш
часть с.Полдневая;
- Дом культуры
-
с. Полдневая;
уит стз
-
представители организаций-партнёров активно принимают r{астие ,
в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы
воспитания и капендарного плана воспитательной работы (школьные
праздники, торжественные мероприrIтия, профориентационные мероприятия,
беседы, встречи и т.д);
на базе организаций-партнёров проводятся тематические занятия
(сельская библиотека), внешкольные профориентационные мероприlIтиrI
-
(ОВП, пожарная часть), акции воспитательной направленности.
Профориентация
Реалuзацuя воспumаmельноzо поmенцuсlла
рабоmьt МБОУ
ПГО кСОШ
профорuенmацuонной
с.Полdневая)) преdусмаmрuваеm слеdуюu4uе
позuцuu:
- проведение циклов профориентационных уроков, в рамках проекта
<<Билет в будущее>>, направленных на подготовку обl^rающегося к
осознанному планированию и ре€lлизации своего профессион€tльного
будущего;
- экскурсии в пожарЕую часть с. Полдневая, библиотеку, детский сад, а
также в другие организации, дающие начапьные представления о
существующих профессиях и условиях работы;
- посещение профориентационной выставки в парке <<Россия -моя
история) в рамках проекта <<Билет в булущее> ( в соответствии с выделенной
квотой), дней открытых дверей в МТ им Назарова, и других организациях
профессион€Lпьного и высшего образования;
- организацию на базе детского лагеря при общеобразовательной
организации профориентационной смены с участием экспертов в области
ПРОфОРИенТации, где обl^rающиеся моryт познакомиться с профессиями)
получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или
30
иной профессии, р€ввить соответствующие навыки;
- совместное с педагогами изучение об1..rающимися интернет-ресурсов,
посвящённых выбору профессиЙ, прохождение профориентационного
онлаЙн-тестированиJI, онлаЙн-курсов по интересfющим профессиям и
направлениrIм профессион€Lпьного образов ания;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов (
<<Билет в будущее>, <ПроеКТОрия>>, а также межрегионального
профориентационного проекта БФ <Синара) - <<Точка опоры) ;
индивиду€rльное консультирование психологом обучающихся
-
и их
родителеЙ (законных представителеЙ) по вопросам склонностеЙ,
способностей, иных индивиду€Lпьных особенностей об1..lающихся, которые
моryт иметь значение в выборе ими будущей профессии1'
- освоение обучающимися основ профессии в рамках рЕвличных
курсов, включённых в обязательную часть образовательной программы, в
рамках компонента участников образовательных отношений, внеурочной
деятельности, дополнительного образования.
Щетские общественные объединения
Щействующее на базе образовательной организации детское
общественное объединение
это добровольное, самоуправляемое,
некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых,
объединившихся на основе общности интересов для ре€lлизации общих целей,
указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой
является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (р.д. от 20.|2.2017) "Об общественных
объединениях"(ст. 5). В МБОУ IГО (СОШ с.Полдневая>) действуют
следующие общественные объединения: <<Юные инспектора движения>),
<Щружина юных пожарных>, экологический отряд <<Капля>>, военно
патриотический клуб <<Феникс>>. Воспитание в детских общественных
объединениях осуществляется через
.
:
организацию общественно полезных д€л, дающих детям
возможность получить важный для их личностного р€ввитиrI опыт
осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе,
обществу в целом; рzввить в себе такие качества как внимание, забота,
уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других:
-агитбригады;
-инсценировки для младших школьников по П,.Щ,,Щ, ППБ;
-разработка памяток по ПДД, ППБ, защите окружающей среды
-совместные акции с ГИБДД;
-соци€tльные проекты и акции;
_патриотические акции и мероприятия.
31
.
кJIубные встречи -форм€Lпьные и неформ€LIIьные встречи членов
детского общественного объединения для обсуждения вопросов управJIени;I
объединением, планирования дел в образовательной организации и
микрорайоне, пр€lзднования поддержку и развитие в детском объединении его
традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими
его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении
феализуется посредством введения особой символики детского объедине ниянaшичие эмблемы и г€rлстуков у юидовцев и дюповцев.
Школьная медиагруппа
I_{ель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и
педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) р€lзвитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков
общения и сотрудничества, поддержка творческой самореЕlл изации учащихся.
Воспитательный потенци€tл
школьных медиа ре€tлизуется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
- р€вновозрастный редакционный совет учащихся и консультирующих их
взрослых, целью которого является освещение (через школьные СМИ:
школьный сайт, школьная группа в ВК) наиболее интересных моментов жизни
школы, популяризация общешкольных дел, кружков, секций, деятельности
органов
-
уt{енического
самоуправления;
школьный медиацентр <Медиа-школа)) созданнЕш
из
заинтересованных добровольцев группа информационно-технической
поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и
мультимедийное сопровождение школьных прЕвдников, фестивалей,
конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров;
- школьная интернет-группа - р€Iзновозрастное сообщество школьников
и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую
группу в социzLльных сетях с целью освещения деятельности образовательной
организации в информационном пространстве, привлечения вниманиJI
общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и
организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми,
учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы
вопросы.
з2
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
Реаrrизацию рабочей программы воспитания обеспечивают следующие
педагогические работники МБОУ ПГО (СОШ с. ПолдневаjI>:
.Щолжность
Щиректор
Функционал
Осуществляет контроль развития системы организации
воспитания обучающихся.
заместитель
директора по
УВР
Осуществляет контроль реЕLlrизации воспитательного
потенци€Lла урочной и внеурочной деятельности,
организует
с
неуспевающими и
работу
слабоуспевающими учащимися и их родитеJLIми
(законными
представителями),
учитеJuIмипредметниками. Организует методическое сопровождение
и контроль учителей-предметников по организации
индивидуальной работы с
неуспевающими и
слабоуспевающими
заместитель
директора по ВР
обучающимися,
одаренными
учащимися, учащимися с ОВЗ, из семей (группы рискa>).
Организует воспитательную работу в образовательной
организации: анализ, принятие управленческих решений
по результатам анапиза, планирование, ре€rлизация плана,
контроль реапизации плана.
Контролирует организацию питания в образовательной
организации.
Курирует деятельность школьного самоуправления,
волонтёрских объединений, родительского совета.
Курирует деятельность объединений дополнительного
образования, IТIкольного спортивного клуба.
Курирует деятельность педагога-организатора, педагогов
дополнительного образования, кJIассных руководителей.
Обеспечивает работу <<Навигатора дополнительного
образования) в части школьных программ.
Педагогорганизатор
Организует проведение школьных мероприятий,
обеспечивает участие обучающихся в муницип€шIьных,
регионЕLльных и федеральных мероприятиях.
Обеспечивает проведение школьных мероприятий и
организацию rIастия в мероприятиях внешкольного
уровня по линии РЛIrt.
33
обеспечивает
Педагог-
Разрабатывает
дополнительного
образования
Классный
дополнительных
общеразвивающих программ.
Организует воспитательную работу с обl"rающимися и
родителями на уровне классного коллектива.
Реализует воспитательный потенциап урока.
руководитель
Учительпредметник
советник по
воспитанию,
куратор РЛIIr
и
ре€Lлизацию
общеобр€Lзовательных
Организует взаимодействие с детскими общественными
объединениями.
Проводит индивиду€tльные и групповые коррекционнор€ввивающие занятия с обучающимися, консультации
родителей (законных представителей) в рамках своей
Учитель-логопед
Учитель дефектолог
компетентности.
3.2 Нормативно-методическое обеспечение
Воспитательная деятельность в МБОУ ПГО (СОШ с.Полдневая)
регламентируется следующими локzlJIьными актами
- Положение о кJIассном руководстве.
- Положение о совете профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
- Положение о Родительском комитете.
- Положение об использовании государственных символов.
- Положение о поощренияхи взысканиях.
- Положение о физкультурно-спортивном клубе.
- Положение о внешнем виде учащихся.
:
- Положение о постановке детей и семей на
ВШУ.
- Календарные планы воспитательной работы по ypoBHrIM образования.
- Планы воспитательной работы классных руководителей.
- .Щополнительные общеобрzвовательные общер€ввивающие
3.3 Требования
к
условиям работы
с
программы.
обучающимися
с
особыми
образовательными потребностями
В воспитательной работе с категориями обуlающихсд имеющих
особые образовательные потребности: обуrающихся с инв€tлидностью, с
ОВЗ,одарённых, с откJIоняющимся поведением, созданы особые условиrI:
Условия
Категория
Обуrающиеся
инв€Lлидностью,
с
ОВЗ
Разработаны
адаптированные
общеобр€вовательные
программы для детей с ОВЗ.
з4
основные
Учителем-логопедом, учителем-дефектологом проводятся
регулярные индивиду€tльные и групповые коррекционнор€Lзвивающие
Обучение,
индивиду€lльно
занятия.
при
необходимости, осуществляется
на дому.
Имеются специ€tпьные учебники и учебные пособия
(ФГОС ОВЗ для образовательных организаций,
основные
адаптированные
ре€Lпизующих
программы).
Организация б есплатного двухрЕвового питаниrI (ОВ З).
Социально-психологическое сопровождение.
Организация педагогической поддержки.
Консульт ации родителей (законных представителей).
и
Коррекционно-рzввивающие групповые
индивидуЕLпьные заня"гия.
Помощь в решении семейных и бытовых проблем.
общеобр€}зовательные
Обrrающиеся
отклоняющимся
поведением
Одаренные дети
Особыми
с
Психолого-педагогическое сопровождение.
задачами воспитания обучающихся с
особыми
образовательными потребностями являются:
налаживание эмоционЕLпьно-положительного взаимодействия
с
окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в Школе;
формирование доброжелательного отношения к обl^rающимся и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
построение воспитательной деятельности с учётом индивиду€lльных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
семей
обеспечение психолого-педагогической поддержки
обl^rающижQя, содействие повышению уровня их педагогической,
психологической, медико-социапьной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями педагогический коллектив ориентируется на:
- формирование личности ребёнка с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
создание оптимЕLпьных условий совместного воспитания и обуtения
обl^rающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников,
с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических
приёмов, организацией совместных форм работы классных руководителей,
учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагогов дополнительного
35
образования;
- личностно-ориентированный
подход в организации всех видов
ДеЯТеЛЬНОСТи обl^rающижся с особыми образовательными потребностями
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрениrI проявлений активной жизненной позиции и
социальной успешности обучающихся призвана способствовать
формированию у обучающихся ориентац ии на активную жизненную позицию,
инициативность, максимапьно вовлекать их в совместную деятельность в
воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и
поощрения соци€tльной успешности обучающихся строится на принципах:
публичности, открытости поощрений - информирование всех
обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии
значительного числа обучающихся;
соответствиlI артефактов и процедур награждения укладу МБОУ
ПГО (СОШ с.Полдневая)), качеству воспитывающей среды, символике
школы;
прозрачности правил поощрения -
нЕLпиtIие положениrI о
награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в
этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур;
регулирования частоты награждений - недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т.п.;
сочетания индивидуаIIьного и коллективного поощрения
использование индивидуzrльных и коллективных наград даёт возможность
стимулировать индивидуальную и коллективную активность обlчающихся,
преодолевать межличностные противоречия между об1"lающимися,
полуrившими и не получившими на|рады;
привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях
родителей (законных представителей) обl^rающихся, представителей
родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей,
сторонних организаций, их статусных представителей.
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции
обучающихся и социальной успешности: индивиду€Lльные и групповые
портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка.
Ведение портфолио
деятельность обуrающижся при её организации и
-
реryлярном поощрении классными руководителями, поддержке щшftI4
(законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов,
фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных
зб
достижений, достижений в |руппе, участия в деятельности (грамоты,
поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др.,
участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивиду€tльного портфолио,
возможно ведение портфолио кJIасса.
Рейтинг
р€вмещение имен обучающихся, названий групп или кJIассов
в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чёмлибо.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп об1..rающихся
(классов и др.) может заключаться в матери€rльной поддержке проведения в
МБОУ ПГО (СОШ с. Полдневая>> воспитательных дол, мероприятий,
проведения внешкольных мероприятий, р€вличных форtnt совместной
деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке
нуждающижая в помощи обучающихся, семей, педагогических работников.
Благотворительность предусматривает публичную презентацию
благотворителей и их деятельности.
3.5Система поощрения социальной успешности и проявлений активноЙ
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной успешности
обучающихся призвана
способствоватЬ
формированию у обучающихся ориентац ии на активную жизненную позицию,
инициативность, максимzLпьно вовлекать их в совместную деятельность в
воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и
поощрения соци€tльной успешности обучающихся строится на принципах:
публичности, открытости поощрений - информирование всех
обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии
значительного числа обучающихся;
соответствия артефактов и процедур награждения укладу IТIколы,
качеству воспитывающей среды, символике Школы;
прозрачности правил поощрения - нZLIIичие положения о
награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в
этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур;
реryлирования частоты награждений - недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.;
сочетания индивидуЕLльного и
коллективного поощрения
использование индивидуzLпьных и коллективных наград даёт возможность
стимулировать индивидуilльную и коллективную активность обуrающихся,
преодолевать межличностные противоречия между обу^lающимися,
получившими и не получившими награды;
привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях
37
родителей (законных представителей) обу^rающихся, представителей
родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (сучётом
напичия ученического самоуправления), сторонних организаций, их
статусных представителей.
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции
обучающихся и социальной успешности: индивидуЕIпьные и групповые
портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка.
Ведение портфолио
деятельность обуlающихся
-
при её организациии
реryлярном поощрении классными руководителями, поддержкеродителями
(законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов,
фиксирующих и символизирующих достижения об1.,rающегося.
Портфолио может вкJIючать артефакты признания личностных
достижений, достижений в группе, r{астия в деятельности (грамоты,
поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др.,
rIаствовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуЕuIьного портфолио,
возможно ведение портфолио кJIасса.
Рейтинг
имен обучающихся, названий групп или кJIассов
- размещение
в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чёмлибо.
Благотворительная поддержка обl^rающихся, групп обl^rающихся
(классов и др.) может заключаться в материzLльной поддержке проведения в
Школе воспитательных дол, мероприятий, проведения внешкольных
мероприятий, р€lзличных форп,t совместной деятельности воспитательной
направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи
обучающ ихся, семей, педагогических работников.
Благотворительность предусматривает публичную презентацию
благотворителей и их деятельности.
3.6Анализ воспитательного процесса
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития
обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является динамика личностного р€ввития обучающихся в каждом кJIассе,
выявляемuш при помощи проводимого в конце каждого учебного года
сформированности
автоматизированного мониторинга уровня
личностных результатов по направлениям воспитания согласно заданных
целевых ориентиров (приложение 1) и
онлайн
мониторинга
сформированности ценностных ориентаций обучающихся.
Мониторинг и анализ проводятся кjIассными руководителями
з8
вместе с
заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по
воспитанию, педагогом-психологом, соци€Lпьным педагогом, при нztличии) с
последующим обсуждением результатов на методическом объединении
классных руководителей или педагогическом совете.
Основным
способом
получения информации об
уровне
сформированности личностных результатов воспитания, социализации и
самор€ввития, обучающихся является педагогическое наблюдение, которое
осуществляется в течение всего учебного года как в режиме обычной
жизнедеятельности классного коллектива, так и в специ€rльно создаваемых
педагогом ситуаций ценностного и нравственного выбора. В конце 1^rебного
года результаты педагогического наблюдения фиксируются в электронных
индивиду€tльных картах обучающихся) являющихся частью ук€ванного
мониторинга (приложение 1). Полl^rенные результаты ан€rлизируются в
сравнении с результатами предыдущего учебного года, выявляются наиболее
проблемные направления воспитания на уровне кJIассного коллектива,
параллели, уровне образования, Школы; планируется работа по устранению
проблемных направлений на следующий уlебный год на уровне кJIасса,
Школы.
Основным способом полу{ения информации об
уровне
сформированности ценностных ориентаций являются методики,
разработанные ФИОКОl:
- Анкета для обучающиеся б классов.
-
Анкета для обучающиеся 8 классов.
- Анкета для классных руководителей классов, )п{аствующих в
исследовании.
- Анкета для представителей администрации Школы.
Пр" проведении анzLпиза внимание педагогов сосредоточивается на
вопросах: насколько сформированы те или иные личностные результаты и
ценностные ориентации у обучающихся и класса в целом, какие проблемы,
затруднения в личностном рzlзвитии обучающихся удалось решить за
прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удЕrлось и
почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит
работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
lПо данной гиперссылке представлено описание
данных методик. Сами методики булут доступны позже.
Включение данного направления в анализ обусловлено тем, что в по итогам 202|-2022 у{. г. нчrличие и
использование школами методик, направленных на выявление цеЕностных ориентаций обучающихся, было
вкJIючено в фелеральный мониторинг качества образования (раздел "Система организации воспитания
обу"lающихся>) и именно указанные выше методики были рекомендованы школам к использованlпо в своей
деятельности.
39
40