Палитра цвета 1-9 класс

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Палитра цвета» (далее-Программа) имеет художественную направленность,
реализуется на углубленном уровне. Разработана на основе программы
основного
общего
образования,
Федерального
государственного
образовательного стандарта, авторской программы для общеобразовательных
учреждений «Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 классы» авторы
Ломов С. П., Игнатьев С. Е., Кармазина В. М. – Москва: Дрофа, 2013 г.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает
необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств,
способных решать современные задачи творческого восприятия и развития
личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения
особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и
понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры
чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой
активности,

воспитывает

целеустремленность,

усидчивость,

чувство

взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством
приобщения детей к

изучению народных традиций. Знания, умения, навыки

воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Педагогическая целесообразность программы
Реализация Программы основана на приобщении детей к миру прекрасного,
развитии активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и
психологические особенности детей школьного возраста позволяют ставить
перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках
предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять
особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно
как для сюжетного, так и для декоративного рисования.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием
высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных
2

заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для
достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство
приобщить детей к творчеству.

Цель – развитие творческих способностей обучающихся в процессе обучения
основам изобразительной деятельности.
Задачи
Обучающие:
 ознакомить ребенка с мировой художественной культурой в процессе
творчества;
 содействовать овладению элементарными навыками и умениями
изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных
материалах, используемых на занятиях рисованием;
 ознакомить с нетрадиционными техниками изображения, их
применением, выразительными возможностями, свойствами
изобразительных материалов;
 обучить работе с новыми художественными материалами
ознакомить с видами и жанрами изобразительного искусства;
изучить основы построения фигур животных и человека;
ознакомить с различными видами оформления работ.
Развивающие:
 развивать художественный вкус;
 развивать мелкую моторику, зрительную память, глазомер; развивать
внимание, воображение, фантазию;
 развивать чувственность в передаче образов природы, животных и
человека.
Воспитательные:
 воспитывать выдержку, волевое усилие, способность быстро
переключать внимание;
 воспитывать аккуратность и трудолюбие в работе;
3

 воспитывать уверенность в себе, формировать адекватную самооценку;
воспитывать коммуникативные навыки культуры общения со
сверстниками.
Категория обучающихся
Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 11 до 17 лет.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Форма обучения – групповая, количество обучающихся в группе от 15 до 20
человек.
На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к
каждому обучающемуся.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа.
Ожидаемые результаты Программы
В результате обучения по данной Программе обучающиеся
будут знать:
 виды и жанры изобразительного искусства;
 средства художественной выразительности (контраст, форма,
пропорции, насыщенность, линия, композиция и т.д.); азы
композиции;
 пропорции предметов, человека, построения животных и птиц;
 принципы изображения пейзажа, портрета, жанровой композиции,
композиционные и колористические особенности;
 названия основных и составных цветов и элементарные правила их
смешивания;
 применение орнамента в жизни, его значение в образе
художественной вещи;
 основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет,
натюрморт);

4

 название материалов и инструментов, их назначение;
 правила безопасности и личной гигиены.
будут уметь:
 изображать простые предметы на плоскости;
 соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
 работать с натуры несложные композиции; подбирать с помощью
педагога необходимую цветовую гамму; выполнять работу от эскиза
до композиции;
 работать в некоторых графических и живописных техниках;
соблюдать пропорции при изображении человека и животных;
 выбирать художественные материалы для выражения своего
 замысла; правильно держать кисточку, карандаш, выполнять
ими
 формообразующие движения; пользоваться изобразительными
материалами (гуашевые и акварельные краски, фломастеры, цветные
карандаши и т. д.);
 определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их
оттенки;
 получать простые оттенки (от основного к более светлому).

Учебный (тематический) план для 5-6 класса

№ п/п

1
2
3

Разделы, название
темы
Вводное занятие
«География
в
живописи» («Культура
народов мира и родного
края в живописи»);
Образ художественной
культуры Японии
Образ художественной
культуры Китая.

Количество часов
Всег
о
Теория Практика

2
1

1
0.5

1
0.5

1

0.5

0.5

5

Формы
аттестации /
контроля

Беседа
Практическое
задание
Практическое
задание

1

0.5

0.5

2

0.5

1.5

6

Образ художественной
культуры Индии
Образ художественной
культуры стран
Ближнего Востока
Седой Урал

2

0.5

1.5

7

Златоустовская гравюра

2

0.5

1.5

8

Уральская роспись

2

0.5

1.5

9

«Чугунное кружево»

2

0.5

1.5

10

2

0.5

1.5

11

Деревянное зодчество
Урала
«Уральская деревня»

1

0.5

0.5

1

Второе полугодие
Страницы истории

1

1

0.5

2

Рисуем коня

1

1

0.5

3

Кони в движении

2

0.5

1.5

4

Портрет казачки

2

0.5

1.5

5

Верная спутница

1

0.5

0.5

6

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

8

Деревянная архитектура
старины
Домашние животные
двора
Казаки Урала

1

0.5

0.5

9

Портрет металлурга

1

0.5

0.5

10

«Огненная профессия»

1

0.5

0.5

11

«Три поколения»

1

0.5

0.5

12

«Городские мотивы»

1

0.5

0.5

13

«Я и мой город»

1

0.5

0.5

14

«Город будущего»

1

0.5

0.5

4
5

7

6

Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое

задание
34
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план для 7-8класса

№ п/п Разделы, название темы
Беседа «История в
искусстве – история
искусств»;
1
Образ художественной
культуры Египта
2
Пирамиды

Количествр часов
Всего Теория Практика

1

1
0.5

1
0.5

1

0.5

0.5

Скульптура Древнего
Египта

1

0.5

0.5

Как рисовали египтяне

1

0.5

0.5

Образ художественной
культуры Древней Греции
«Греческий храм»

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

8

Скульптура Древней
Греции
Одежда древних греков

1

0.5

0.5

9-10

Краснофигурная вазопись

2

0.5

1.5

11

Образ художественной
культуры Древнего Рима
Гладиаторы

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

13

Скульптура Древнего
Рима

1

0.5

0.5

14

Мозаика

1

0.5

0.5

15-16

Образ художественной
культуры средневековой
Европы Витраж.
ИТОГО:

2

0.5

1.5

3

4
5
6
7

12

2

16
7

Формы
аттестации /
контроля

Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание

2 полугодие
Образ художественной
культуры Эпохи
Возрождения
Мадонна

1

0.5

0.5

Практическое
задание

1

0.5

0.5

Век Просвещения – век
классицизма
Архитектура классицизма

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

7-9

Искусство Западной
Европы XIXвека
Портрет

3

0.5

2.5

10

Славяне

0.5

0.5

11

Импрессионизм

1

0.5

1.5

12-13

Натюрморт как жанр
изобразительного
искусства
«Рисуем натюрморт»

2

0.5

1.5

Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание

2

0.5

1.5

Портрет как жанр
изобразительного
искусства «
Рисуем портрет»

2

0.5

1.5

1

0.5

1.5

ИТОГО:

18

1

2-3
4
5
6

14-15
16-17

18

1

8

Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план 9-10 класс

1
1.

Разделы, название
темы
«Человек, личность в
изобразительном
искусстве».
Беседа о романтизме

2.

№ п/п

Количествр часов
Теори Практ
Всего
я
ика

2
1

1
0.5

1
0.5

«Мой портрет»

1

0.5

0.5

3

«Я и море»

1

0.5

0.5

4

Зарисовки трав и
цветов
«Лебединый замок»

1

0.5

1.5

1

0.5

1.5

Зарисовки
архитектурных
элементов
Рельеф как элемент
украшения здания.
Беседа о реализме

1

0.5

1.5

2

0.5

1.5

1

0.5

1.5

«Осень в парках и
садах»
Колорит в живописи

1

0.5

1.5

1

0.5

1.5

«Сказка, рассказанная
цветом»
Анималистический
жанр в
изобразительном
искусстве
«Рисуем углем»

2

0.5

1.5

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

«Наши четвероногие
друзья»
ИТОГО:

1

0.5

0.5

5
6

7-8
9
10
11
12-13
14

15
16

16
9

Формы
аттестации /
контроля

Беседа
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание

2 полугодие

1

Беседа о символизме

1

0.5

0.5

2

«Сказочное дерево»

1

0.5

0.5

3

Авангардизм

1

0.5

0.5

4

«Холодный ветер»

1

0.5

0.5

5

Абстракционизм

1

0.5

1.5

6

1

0.5

0.5

7

Художественный
силуэт
«В деревне»

1

0.5

0.5

8

«Есенинская Русь»

1

0.5

1.5

9

Художникоформитель
Художник-модельер

1

0.5

0.5

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

16-17

Художественная
роспись
Художникиллюстратор
Художник дизайнер

2

0.5

1.5

18
19-20

Художник дизайнер
Художник-декоратор

1
2

0.5
0.5

0.5
1.5

ИТОГО:

18

10-11
12-13
14-15

Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Вводное занятие
1. Теория. Знакомство обучающихся с необходимыми материалами,
инструментами и правилами их использования на занятиях. Правильная посадка
при рисовании. Техника безопасности.
Образ художественной культуры Японии. География в изобразительном
10

искусстве. Создание у ребенка представление о неповторимости и своеобразии
художественной культуры Японии. (живописью, графикой, архитектурой).
Практика. Рисование композиции «Цветение сакуры». Передача
национального колорита. Выполнение рисунка. Работа в цвете. Акварель
2. Теория. Образ художественной культуры Китая. Создание у ребенка
представление о неповторимости и своеобразии художественной культуры
Китая. (живописью, графикой, архитектурой).
Практика. Выполнение панно «Китай». Работа в цвете. Гуашь.
3. Теория. Образ художественной культуры Индии. Создание у ребенка
представление о неповторимости и своеобразии художественной культуры
Индии (живописью, графикой , архитектурой).
Практика. Рисование композиции «Таджмахал» Копировальная бумага.
Цветная пастель. Освоение приемов рисования пастелью.
4. Теория. Образ художественной культуры стран Ближнего Востока. Создание у
ребенка представление о неповторимости и своеобразии художественной
культуры Ближнего Востока (живописью, графикой, архитектурой).
Практика. Выполнение композиции «Восточная сказка». Композиция
работы в цвете. Гуашь.
5-6. Теория. Седой Урал. Рисование образа Урала. Рассказ об исторической и
боевой славе Урала.
Практика. Рисование собирательного аллегорического образа Урала.
Передача своего отношения к изобразительному. Выполнение рисунка.
Композиция работы. Работа в цвете. Гуашь.
7-8. Теория. Златоустовская гравюра. Знакомство со Златоустовской гравюрой,
с выделением композиционного центра в технике силуэтной аппликации с
прорисовкой гелевыми ручками.
Практика. Составление композиции по мотивам Златоустовской
гравюры технике силуэтной аппликации. Работа в выбранной технике.
9-10. Теория. Уральская роспись. Составление композиции по мотивам
уральской росписи на деревянной доске.
Практика. Составление композиции по мотивам уральской росписи на
деревянной доске.
11-12. Теория. «Чугунное кружево». Знакомство с Каслинским литьем.
Орнамент из тонкой полосы бумаги в технике аппликации по мотивам
Каслинского литья.
Практика. Орнамент из тонкой полосы бумаги в технике аппликации по
мотивам Каслинского литья.
13-14. Теория. Деревянное зодчество Урала. Знакомство с деревянным
11

зодчеством уральской избы и ее элементами.
Практика. Эскиз с деревянным зодчеством уральской избы и ее
элементами. Акварель.
15-16 Теория. «Уральская деревня». Выполнение коллективной работы в
технике обрывной аппликации.
Практика. Выполнение коллективной работы в технике обрывной
аппликации тонировочной гуашью.
II полугодие
Класс 5- 6 класс
1.Теория. Страницы истории. Эта тема играет важную роль не только в
художественном образовании, но и в гражданском воспитании детей , которые
учатся видеть красоту родного края , узнают историю , ощущают свою
сопричастность со всем тем что происходит вокруг них.
Практика. Знать историю возникновения уральского казачьего войска.
Портрет казака в полный рост.
2. Теория. Рисуем коня. Беседа о роли коня в жизни казаков, изучаются
пропорции тела лошади, создается представление о четырех видах аллюра,
Рисование коня графическими материалами
Практика. Рисование коня графическими материалами. Правила создания
динамической
композиции. передачи
эмоционального направления при
помощи цвета.
3-4. Теория. Кони в движении. Изучаются пропорции тела лошади, рисование
коня в движении.
Практика. Правила создания динамической композиции передачи
эмоционального напряжения при помощи цвета, повторяются правила Гуашь.
5-6. Теория. Портрет казачки. Портрет казачки, знакомство с элементами
костюма, прическами уральских казачек, пропорциями женской фигуры в
полный рост.
Практика. Правила создания портрета в полный рост, передать в нем
возраст и характер изображаемой женщины в костюме. Гуашь.
7. Теория. Верная спутница. Создание композиции с казачкой как
композиционным центром.
Практика. Выстроить в виде композиции, где образ казачки
выстраивает композиционным центром, выделенным цветом, использованием
первого и второго планов. Гуашь.
8.Теория. Деревянная архитектура старины. Изучается деревянная архитектура,
станицы ,основные элементы казачьей крепости; избы , тыновая ограда ,
смотровая башня
12

Практика. Рисование черной гелевой ручкой. Работа над ритмом данной
композиции. Знакомство с анималистическим жанром в изобразительном
искусстве, а также с зарисовкой и наброском.
9. Теория. Домашние животные двора. Рассматривается и изучается
изображения гуся, курицы, свиньи и т.д., их пропорции их тел
Практика. Зарисовки различных животных.
10. Теория. Казаки Урала. Многофигурная композиция «Казаки Урала» в работе
над которой, происходит закрепление правила размещения и уравновешивание
композиционного центра выделение его по размеру и цвету, особенностей
передачи статики или динамики в композиции, ритмического выстраивания
изображения, соблюдение законов перспективы.
Практика.
Закрепление
правил
размещении
уравновешивание
композиционного центра выделение его по размеру и цвету, особенностей
передачи статики или динамики в композиции, ритмического выстраивания
изображения, соблюдение законов перспективы.
11.Теория. Портрет металлурга. Закрепление навыков рисования портрета,
моделировка объема изображении.
Практика. Создание композиции с портретом металлурга. Выполнение
рисунка. Композиция работы.
12-13. Теория. «Огненная профессия». Композиция в технике процарапывания
по воску.
Практика. Выполнение
в технике процарапывания по воску,
закрепление навык рисования человека в движении.
14. Теория. Три поколения». Семейный портрет в полный рост.
Практика. Рисование людей разного возраста и телосложения. Гуашь.
15. Теория. «Городские мотивы». Рисование городского пейзажа графическими
материалами.
Практика. Реальные и фантастические (Город будущего) с соблюдением
законов перспективы, габаритных размеров ритмичным распределением
элементов, выстраивание целостной композиции
16-17. Теория. «Я и мой город». Коллективное панно выполнение декоративных
эскизов фонарей, решеток в технике декоративного вырезания.
Практика. Соблюдение законов перспективы, габаритных размеров.
18 Теория. «Город будущего». Коллективное панно ритмическое распределение
элементов, выстраивает целостность композиции.
Практика. Работа графическим материалом

13

Содержание учебного (тематического) плана
I полугодие 7-8 класс
1. Теория. Образ художественной культуры Египта. Историческая справка по
культуре Египта
Практика. Знание о культуре Египта, выполнить эскиз композиция
«Египетские Пирамиды».
2. Теория. Пирамиды. Культура Египта, основные цвета.
Практика. Составить эскиз орнамента Египта. Умение работать кистью,
контраст и нюанс.
3.Теория. Скульптура Древнего Египта. Лепка фигуры сидящего человека из
цельного куска пластилина по мотивам древнеегипетских скульптур.
Практика. Выполнить фигуру сидящего человека из пластилина, по
мотивам древнеегипетских скульптур
4.Теория. Как рисовали египтяне. Рисование композиции «Суд Осириса» по
мотивам древнеегипетской настенной живописи.
Практика. Оставить
композицию по мотивам древнеегипетской
настенной живописи. Акварель, гелиевая ручка.
5.Теория. Образ художественной культуры Древней Греции. Рассказ об
искусстве и культуре эпохе Древней Греции..
Практика. Поиск композиции, построение эскиза греческого храма.
6. Теория. «Греческий храм». Архитектура Древней Греции. Композиция
«Греческий храм»
Практика. Композиция «Греческий храм». Гуашь
7. Теория. Скульптура Древней Греции. Скульптура Древней Греции Лепка
фигуры человека по мотивам статуи античной «Коры».
Практика. Лепка фигуры человека по мотивам статуи античной Коры, из
цельного куска пластилина
8.Теория. Одежда древних греков. Рисунок человека в греческом платье (тога,
туника, хитон). Работа графическим материалом.
Практика. Рисунок человека в греческом платье. Работа графическим
материалом.
9-10. Теория. Краснофигурная вазопись. Выполнение композиции в технике
процарапывания по воску.
Практика. Полученные знания реализуются в практической работе,
композиции в технике процарапывания по воску
11.Теория. Образ художественной культуры Древнего Рима. Историческая
справка по культуре Древнего Рима, создание Римской империи, заимствование
римлянами культуры поработивших народов.
14

Практика. Эскиз орнамента узора Древнего Рима. Акварель.
12. Теория. Гладиаторы. Закрепление навыков рисования фигуры человека в
движении. Поиск композиции, построение эскиза с фигурой человека.
Практика. Поиск композиции, построение эскиза с фигурой человека.
Правила симметричного расположения композиционного центра. Акварель.
13. Теория. Скульптура Древнего Рима. Знакомство со скульптурным портретом
Древнего Рима. Портрет человека по мотивам древнеримского скульптуры.
Практика. Лепка головы человека по мотивам древнеримского
скульптурного портрета. Пластилин.
14. Теория. Мозаика. Выполнение мозаичного портрета в технике аппликации по
мотивам византийской мозаики. Работа в тепло-холодной палитре.
Практика. Выполнение мозаичного портрета в технике аппликации по
мотивам византийской мозаики в тепло-холодных цветов. Цветная бумага.
15-16. Теория. Образ художественной культуры средневековой Европы Витраж.
Историческая справка по культуре средневековой Европы.
Практика. Выполнение эскиза для витража в технике ажурного вырезания
из цветной бумаги.
Содержание учебного (тематического) плана
II полугодие 7-8 класс
1. Теория. Образ художественной культуры Эпохи Возрождения.
Практика. Эскиз по мотивам живописи эпохи Возрождения
2-3. Теория. Мадонна Мадонна.
Композиция по мотивам живописи эпохи Возрождения
Практика. Композиция по мотивам живописи эпохи Возрождения. Гуашь
4.Теория. Век Просвещения – век классицизма. Знакомство с веком
Просвещения.
Практика. Передача в рисунке торжественности, пышности.
5. Теория. Архитектура классицизма. Композиция «Версаль».
Практика. Передача и в рисунке торжественности, пышности,
архитектурного комплекса. Гуашь.
6. Теория. Искусство Западной Европы XIXвека. Историческая справка по
культуре «Искусство Западной Европы XIXвека».
Практика. Рисование портретов по мотивам портретов Т. Гейнсборо.
Эскиз портрета человека (пропорции).
7-9. Теория. Портрет. Рисование портрета по мотивам портретов Т. Гейнсборо.

15

Практика. Рисование портретов по мотивам портретов Т.Гейнсборо со
стремлением
передать свойственную для художника поэтичность,
мечтательность, одухотворенность образа.
10. Теория. Славяне. Знакомство с историческим жанром в изобразительном
искусстве России. Отражение исторических событий в картинах русских
художников. Композиция на исторический сюжет.
Практика. Знакомство с композиционным поиском как предварительной
работой над композицией Работа над выбором тонового и цветового решения.
Композиция на исторический сюжет.
11. Теория. Импрессионизм. Знакомство с искусством импрессионизма
Характеристика основных особенностей творческого метода импрессионистов,
подчеркнутость колористичности стиля.
Практика. Композиция «Православный храм» в мозаичной технике
рисования. Гуашь.
12-13. Теория. Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Самые ценные
произведения искусства находятся в музеях или охраняются государством как
объекты музейного значения. Правила составления натюрморта.
Практика. Правила составления натюрморта, закрепления навыков,
владение работой кистью, краской.
14-15. Теория. «Рисуем натюрморт». Натюрморт из двух простых предметов,
отличных по свету и тону.
Практика. Натюрморт из двух простых предметов, отличных по свету и
тону. Акварель
16-17. Теория. Портрет как жанр изобразительного искусства. Знакомство с
основным жанром изобразительного искусства портрет. Рисование портрета
Основные пропорции «построении головы человека».
Практика. Рисование портрета. Основные пропорции «построении
головы человека» Эскиз.
18.Теория. Рисуем портрет». Закрепления полученных знаний.
Практика. Портрет одноклассника с натуры. Гуашь.
Содержание учебного (тематического) плана
1 полугодие 9 -11 класс
1.Теория. Беседа о романтизме. Знакомит учеников с романтизмом как
направление в изобразительном
искусстве н выявляет причины его
возникновения, с романтизмом как направление в изобразительном искусстве
Практика. Знание о романтизме как направление в изобразительном
искусстве. Эскиз портрета человека.
16

2.Теория. «Мой портрет». Проявление ноты поэтичности, мечтательности,
одухотворенности портретной живописи романтизма. Композиция по мотивам
портретной живописи Кипренского.
Практика. Попытка детей нарисовать свой портрет в камерном стиле.
Поиск выразительности силуэта и цветовой гармонии. Гуашь.
3.Теория. «Я и море». Знакомство с русским романтическим пейзажем,
ведущими мастерами этого направления, работами И.
Айвазовского, С,
Щедрина.
Практика. Знакомство с русским романтическим пейзажем, ведущими
мастерами этого направления, работами И. Айвазовского, С, Щедрина.
4.Теория. Зарисовки трав и цветов. Знакомство с правилами зарисовки с натуры,
рисования с натуры и по представлению.
Практика. Зарисовки трав и цветов, листьев с натуры. Простой карандаш.
5.Теория. «Лебединый замок». Учащиеся узнают о проявлениях романтизма
архитектуре и создают декоративную композицию «Лебединый замок»
Практика. Работа над композицией в технике аппликации по мотивам
«Нового лебединого замка» в Альпах.
6.Теория. Зарисовки архитектурных элементов. Знания о проявлениях
романтизма в архитектуре и создают декоративную композицию,
Практика. Зарисовки с натуры по представлению архитектурных
элементов Простой карандаш.
7-8. Теория. Рельеф как элемент украшения здания. Беседа об архитектуре
Знакомство с понятием перспективного сокращения. Архитектура СанктПетербурга.
Практика. Лепка рельефа на заданную учителем тему.
9.Теория. Беседа о реализме. Дать представление учащимся о реализме как
направлении в изобразительном искусстве познакомить с историей появления
этого направления, с именами и произведениями ведущих русских мастеров.
Практика. Рисование пейзажа с подготовительным рисунком по
наблюдению или по представлению.
10. Теория. «Осень в парках и садах». Рисование композиции по мотивам
пейзажной живописи Левитана. Акварель. Знакомство с техникой «а ля прима».
Практика. Рисование композиции по мотивам пейзажной живописи
Левитана. Акварель. Знакомство с техникой «а ля прима»
11.Теория. Колорит в живописи. Знакомит учащихся с колоритом как одним из
выразительных средств в живописи.
17

Практика. Определение колорита. Создание композиции в эскизе.
12-13. Теория. «Сказка, рассказанная цветом». Рассматривает композиции
картин Куинджи, Крымова Ю., Серова. Обращения внимания на фантастические
образы и необычную красочную гамму в творчестве М. Врубеля.
Практика. Рисование композиции на сказочный сюжет с использованием
колористических возможностей цвета Знание цветового круга, взаимное влияние
друг на друга основных и дополнительных цветов. Пейзаж. Гуашь.
14. Теория. Анималистический жанр. Знакомство с анималистическим жанром в
живописи. Композиции «Котята» в технике «по сырому»
Практика. Рисование композиции «Котята» в технике «по сырому».
Акварель.
15.Теория. «Рисуем углем». Знакомство с пропорциями фигуры животного.
Знакомство с художественным материалом углем.
Практика. Рисование животных по фотографиям, по памяти и
представлению. Уголь.
16.Теория. «Наши четвероногие друзья». Закрепления знаний пропорций
животных. Лепка животных по наброскам и фотографиям.
Практика. Лепка животных, по наброскам и фотографиям.
II Полугодие 9 -11 класс.
1.Теория. Беседа о символизме. Изучение направления в живописи символизм.
Выполнение рисунка в технике «монотипия».
Практика. Выполнение рисунка в технике «монотипия» на стекле с
последующей дорисовкой
2. Теория. «Сказочное дерево». Значение символа в русском народном
декоративном искусстве. в технике декоративного вырезания и аппликации.
Практика. Коллективное панно «Сказочное дерево» в технике
декоративного вырезания и аппликации. Работа в выбранной технике.
3. Теория. Авангардизм. Историческая справка. Авангардизм в искусстве.
Практика. Создание декоративной композиции в стиле авангарда, прием
стилизации.
4. Теория. «Холодный ветер». Основные приемы в создании декоративного
панно в технике аппликации из ткани.
Практика. Декоративное панно в технике аппликации из ткани.
18

5. Теория. Абстракционизм. Знакомство с абстракционизмом и творчеством его
представителей В. Кандинский, К. Малевич.
Практика. Создание композиции из геометрических фигур.
6. Теория. Художественный силуэт. Знакомство с искусством художественного
силуэта выполнение силуэтной композиции «В деревне» по творчеству С.
Есенина.
Практика. Выполнение силуэтной композиции «В деревне» по
творчеству С. Есенина. Тушь, перо, кисть.
7. Теория. «В деревне».
Практика. Лепка рельефа «В деревне» на основе графической работы
прошлого урока
8. Теория. «Есенинская Русь». Смысл произведений выражен через воздействие
цвета, ритма, пятна. выполнение силуэтной композиции
Практика. Коллективное панно на тему творчества С. Есенина в технике
бумажной пластики.
9. Теория. Художник-оформитель. Показать значимость профессии художникоформитель.
Практика. Создание работы «Мы любим цирк» в технике коллажа и
аппликации.
10-11. Теория. Художник-модельер. Показать значимость профессии художник –
модельер.
Практика. Создание эскиза костюма на заданную учителем тему.
Акварель, графический материал
12-13. Теория. Художественная роспись. Значимость профессии мастера
художественной росписи.
Практика. Выполнение рисунка витражными красками на стеклянной
посуде.
14-15. Теория. Художник-иллюстратор. Показать значимость профессии
художника- иллюстратора.
Практика. Выполнение композиции иллюстрации к заданному
литературному произведению.
16. Теория. Художник дизайнер. Показать значимость профессии художника –
дизайнера. Разработка эскиза дома, автомобиля и т.д.
Практика. Разработка дома, автомобиля и т.д. Акварель, графический
материал.
17-18. Теория. Художник-декоратор.
Показать значимость профессии
художника –декоратора.
Практика. Работа по созданию декораций к итоговому спектаклю.
19

Выставка творческих работ. Подведение итогов.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В
процессе реализации Программы используются следующие виды
контроля: входной, текущий и итоговый.
входной контроль осуществляется в форме ознакомительной беседы с
обучающимися с целью введения их в мир изобразительного искусства, правил
организации рабочего места, санитарии, гигиены и безопасной работы;
текущий контроль включает в себя устные опросы, выполнение практических
заданий;
итоговый контроль осуществляется в форме выставки творческих работ,
включающую обобщающие задания по пройденным темам.
Каждый раздел Программы закрепляется творческим заданием, в котором
обучающиеся показывают свои знания, умения работать с художественными
материалами, самостоятельность и творческие способности, приобретённые на
практических и теоретических уроках.
Формами промежуточной аттестации также являются открытые уроки в
любое
время учебного года, на которых можно показать приобретённые
обучающимися навыки, умения, усвоенные знания. Отчётная итоговая
выставка в стенах образовательной организации также очень важна в
работе. Ребёнок вместе с педагогом выбирает и готовит для выставки одну
из лучших своих работ.
ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение Программы
В
процессе реализации Программы используются различные формы
проведения занятий: традиционные, комбинированные, практические. Все
задания соответствуют по сложности возрасту обучающихся.
На
занятиях
используются
наглядно-иллюстративные
материалы:
художественные альбомы, наглядные иллюстрированные пособия по работе в
различных техниках, схемы и таблицы сочетаемости цветовых тонов.
20

Материально - техническое обеспечение Программы
Технические средства обучения:
 компьютер;
 средства аудио - и видеовизуализации;
мультимедийные пособия.
Материалы:
 краски в наборах, гуашь художественная «Мастер - класс» Невская
палитра,16 цветов или гуашь «Лицей» Гамма, 12-16 цветов,
отдельно в банках белила титановые, оранжевая и фиолетовая;
 краски акварель художественная «Студия» Гамма, 12-18 цветов; пастель
сухая художественная ассорти «Московская палитра»
 Гамма, 12-24 цвета; пастель масляная «Студия»
Гамма,12-18 цветов;
 уголь рисовальный;
 лак для фиксации рисунков; ластики;
палитры пластиковые;
 кисти плоские овальные синтетика №8,16; кисти
круглые №8, 12 «Галерея»; баночки для воды;
тряпочки для вытирания кистей;
 маркеры чёрный, золотой;
 гелевые ручки чёрного цвета;
 фломастеры;
 клеи-карандаши;
 цветная бумага двусторонняя; картон
 плотный; бумага ватман А1;
 акварельная бумага в папке А3;
 бумага-крафт в папке А3;
 ватные палочки; ножницы.
Список литературы, используемой при написании Программы
1.

Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.

2.

Бесчастнов Н.П. Чёрно-белая графика: учебное пособие. – М.: Владос,
2015.

3.

Джереми, Форд Школа рисования. Акварель / Форд Джереми. - М.:
Контэнт, 2011.

21

4.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.:
Просвещение, 1985. Корнева Г. Бумага. – СПб: Кристалл, 2001.

5.

Комарова Т.С. Обучение детей техники рисования. – М.: Просвещение,
1996.

6.

Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.

7.

Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России
первой половины 20 века. – М.: Педагогика, 2002.

8.

Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития,
2006. – 96с.

9.

Хворостов А.С. Книга начинающего пейзажиста / А.С. Хворостов. – М.:
Гамма, 2010.

10.

Хейзел Соун. Лучшие уроки. Акварель за 30 минут. Учебное пособие.
– М.: Издательство АСТ, 2016.

11.

Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.

12.

Шнейдер, Петер Основы рисования акварелью. Горы и долины / Петер
Шнейдер. – М.: Арт-Родник, 2010.

13.

Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство». – М.: «Просвещение»,
2006.

14.

Ятухин А.П. Живопись. – М.: Просвещение, 1985.
Список литературы для учителя

1.

Ветрова Т.Н. Триз в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007.

2.

Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности.
Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для
учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

3.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.:
Просвещение, 1985.

4.

Либралато, В. Рисуем портреты. Пошаговый самоучитель по рисованию
акварелью. Экспресс-курс / В. Либралато, Т.Е. Лаптева. – М.: Эксмо,
2014.

5.

Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников:
колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007.

6.
7.

Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы
живописи. – Обнинск: Титул, - 1996.
22

8.

Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. – М.: Просвещение,
1980.

9.

Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005.

10.

Ятухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву – АМ, Агар, 1999.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».