ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа ШСК «Лига» предназначена для
дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательного
учреждения, и имеет физкультурно-спортивную направленность. Программа
разработана с помощью комплексной программы физического воспитания учащихся
5−11 классов образовательных учреждений В.И. Ляха и предполагает развитие и
совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование
различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора,
формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы.
Программа рассчитана на 74 часа в год (2 часа в неделю) включает в себя футбол,
волейбол, лапту и реализуется в течение учебного года.
Возраст обучающихся: 11−16 лет.
Эти игры доступны всем, играют в них как в закрытых помещениях, так и на
открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этих игр покоряют
многих любителей. Выбор спортивных игры – футбол, волейбол, лапта − определился
популярностью, доступностью, широкой распространенностью.
Занятия игровыми видами спотра способствуют развитию и совершенствованию
у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации
движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных
навыков, укреплению здоровья, а также формируют личностные качества ребенка:
коммуникабельность, чувство товарищества, чувство ответственности за свои
действия перед собой и товарищами.
В процессе игровой деятельности необходимо овладевать сложной техникой и
тактикой, развивать физические качества; преодолевать усталость, боль;
вырабатывать устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды; строго
соблюдать бытовой и спортивный режим и т.д. Все это способствует воспитанию
волевых черт характера: смелости, стойкости, решительности, выдержки, мужества.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих
установок, спортивные игры, своими техническими и методическими средствами
эффективно позволяют обогатить внутренний мир ребенка, расширить его
информированность в области оздоровления и развития организма.
В этом и состоит актуальность программы, так как в настоящее время
значительная часть школьников занимается физическими упражнениями лишь на
уроках физической культуры. Поэтому одной из важнейших задач является
привлечение как можно большего числа школьников к систематическим занятиям в
различных секциях для повышения уровня физической подготовленности.
Цель данной образовательной программы: оздоровление, физическое и
психическое развитие занимающихся на основе их творческой активности;
формирование здорового образа жизни, привлечение детей к систематическим
занятиям физической культурой и спортом.
Задачи:
Образовательные
•
дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической
культуры и спорта – спортивные игры (футбол, волейбол, лапта);
•
научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
•
обучить учащихся технике и тактике игр.
Оздоровительные
•
обеспечить возможность обучающимся вести здоровый и безопасный
образ жизни средствами этих игр;
•
развить основные физические качества;
•
сформировать жизненно важные двигательные умения и навыки.
Воспитательные
•
способствовать развитию социальной активности обучающихся:
воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
•
воспитывать
коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь
и
взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
•
пропаганда здорового образа жизни.
Формы занятий:
Для повышения интереса занимающихся к занятиям и более успешного решения
образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются
разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Форма
организации
деятельности:
групповая,
индивидуально-групповая,
индивидуальная, фронтальная. С целью максимальной реализации программы
широко используется способ проведения занятий в игровой форме. Занятия имеют
практическую направленность, теоретическая часть включается в каждое занятие. Во
время практических занятий применяются разнообразные методы ведения
тренировки: репродуктивный, поточный, игровой и соревновательный.
Ожидаемые результаты:
•
овладение учащимися тактикой и техникой спортивных игр;
•
укрепление здоровья, улучшение физического развития;
•
обогащение двигательного опыта;
•
расширение кругозора учащихся;
•
повышение адаптивные возможности организма: противостояние
условиям внешней среды стрессового характера;
•
привитие стойкого интереса к занятиям спортом.
Формы подведения итогов:
Основной показатель работы − выполнение в конце года программных требований
по
уровню
подготовленности
занимающихся,
выраженных
в
количественно−качественных показателях технической, тактической, физической,
теоретической подготовленности, физического развития. Диагностика результатов
проводится в виде тестов и контрольных упражнений.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях. Кроме того,
контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям, результаты участия
в которых также станут показателем работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
количество часов
№
формы
Название раздела, темы
практи
п/п
аттестации/контроля
всего теория
ка
1
Волейбол
34
8
26
1.1 Вводное занятие. Техника
1
1
Устный опрос
безопасности
1.2
5
1
4
Контрольные
Стойки игрока
упражнения
1.3
3
1
2
Контрольные
Способы перемещений
упражнения
1.4
8
2
6
Контрольные
Верхняя передача
упражнения
1.5
4
1
3
Контрольные
Верхняя подача
упражнения
1.6
8
2
6
Контрольные
Нижняя передача
упражнения
1.7
5
5
Контрольные
Приём мяча
упражнения
2
Лапта
24
4
20
2.1 Вводное занятие.
1
1
Устный опрос
2.2
5
1
4
Контрольные
Ловля и передача мяча.
упражнения
2.3
2
1
1
Контрольные
Стойка игрока.
упражнения
2.4 Тактика игры в русскую
16
1
15
Контрольные
лапту.
упражнения
3
3.1
Футбол
Вводное занятие. Техника
безопасности
16
1
3
1
13
3.2
Передвижения игрока
3
1
2
3.3
Удары по мячу
6
1
5
итого
68
15
53
Устный опрос
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Волейбол
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Тема занятия
Вводное занятие. Техника безопасности
Разучивание стойки игрока (исходные положения)
Стойка игрока (исходные положения)
Перемещение в стойке приставными шагами:
правым, левым боком, лицом вперёд
Перемещение в стойке приставными шагами:
правым, левым боком, лицом вперёд
Игровое занятие
Разучивание сочетания способов перемещений (бег,
остановки, повороты, прыжки вверх)
Сочетание способов перемещений (бег, остановки,
повороты, прыжки вверх)
Эстафеты с различными способами перемещений
Разучивание верхней передачи мяча над собой
Верхняя передача мяча над собой
. Верхняя передача мяча над собой
Игровое занятие
Разучивание верхней передачи мяча у стены
Верхняя передача мяча в парах
Верхняя передача мяча у стены, в парах, через сетку
Игровое занятие
Разучивание верхней прямой подачи с середины
площадки
Кол.
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Верхняя прямая подача с середины площадки
Игровое занятие
Нижняя передача над собой
Игровое занятие
Нижняя передача мяча у стены, в парах
Игровое занятие
Приём мяча с подачи, у стены
Подача и приём мяча в парах
Подача и приём мяча через сетку в парах с середины
площадки
Игровое занятие
ИТОГО
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28
Лапта
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Вводное занятие.Техника безопасности. Основной
спортивный инвентарь для игры в русскую лапту.
Ловля мяча. Передача мяча. Броски мяча в цель.
Финты, уклонения.
Совершенствование навыков ловли мяча одной
рукой, двумя руками, выполнение передачи мяча.
Обучение ударам битой по мячу различными
способами: «сверху», «сбоку», «снизу».
Стойка игрока. Передвижение игроков. Овладение
стойкой и передвижениями.
Тактика игры в русскую лапту. Тактика игры в
нападении.
Тактика игры в русскую лапту. Тактика игры в
обороне.
Тактическая подготовка. Овладение основами
индивидуальных действий игроков в нападении
(“город”) и в защите (“поле”)
Тактическая подготовка. Овладение групповыми
взаимодействиями
Тактическая подготовка. Овладение командными
взаимодействиями
Игровые занятия
ИТОГО
1
1
2
2
2
2
2
2
3
3
4
24
Футбол
№
Тема занятия
п\п
1
Введение. Техника безопасности. История футбола
2
Передвижения боком, спиной вперёд, ускорение,
остановки, повороты, старты из различных
исходных положений.
3
Комбинации из освоенных элементов техники
передвижений (бег, остановки, повороты, рывки)
4
Удары по неподвижному и катящемуся мячу
внутренней стороной стопы и средней частью
подъема
5
Удары по катящемуся мячу внутренней частью
подъема. Игра по упрощенным правилам.
6
Удары по неподвижному мячу внешней частью
подъема. Игра по упрощенным правилам.
7
Удары по катящемуся мячу внешней стороной
подъема, носком. Игра по упрощенным правилам.
8
Удары по летящему мячу внутренней стороной
стопы . Игра по упрощенным правилам
9
Удары по летящему мячу серединой подъема. Игра
по упрощенным правилам.
ИТОГО
Кол- во
часов
1
2
Дата
1
2
2
2
2
2
2
16
Список литературы
1. Лях В. И. Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная
линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха.5—9 классы: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций / В. И. Лях — М.: Просвещение, 2021 —104 с.
2. Губа В.П. Методология подготовки юных футболистов: учебно-методическое
пособие / В.П. Губа, А. А. Стула. -М.: Человек, 2015. – 272 с.
3. Губа В.П. Теория и методика футбола: учебник / В.П. Губа, А.В. Лексаков. –
М.: Советский спорт, 2013. -536 с.
4. Беляев А.В.. Волейбол на уроке физической культуры. - 2-е изд. - М.:
Физкультура и спорт, 2005. - 144 с.
5. Беляев А.В., Булыкина Л.В. Волейбол: теория и методика тренировки. - М.:
Физкультура и спорт, 2007. - 184 с.
6. Г.А. Колодницкий Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол / Г.А.
Колодницкий. - М.: Просвещение, 2017.
7. Валиахметов, Р. М. Русская лапта в школе : учеб.-метод. пособие / Р. М.
Валиахметов, Л. Г. Гусев, А. К). Костарев. — Уфа, 2000. — 94 с.
8. Валиахметов, Р. М. Играйте в русскую лапту : практ. материал для
преподавателей физ. культуры по обучению детей 4—5 классов народной игре
— лапта / Р. М. Валиахметов ; рец. Э. Н. Хисамов [и др.|. — Уфа, 2003.- 35 с.
9. Гаврилов, Е. А. Русская лапта на уроках физической культуры / Е. А. Гаврилов,
О. В. Юречко // Физическая культура в школе. — 2015. — № 7. - С. 25-28.