Медиа-школа 6-10 класс

1

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Медиа-школа» имеет социально- гуманитарную направленность.
Актуальность
общеразвивающей
программы
«Медиа-школа»
раскрывается через соответствие образовательной программы требованиям
нижеперечисленных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
 Концепция развития дополнительного образования до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996-р);
 Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»
На современном этапе развития общества содержание дополнительных
образовательных программ ориентировано на создание необходимых условий
для личностного развития учащихся, позитивной социализации и
профессионального самоопределения, что является одним из приоритетных
направлений развития Свердловской области.
Актуальность программы заключается также в том, что детям эпохи
цифровизации необходимо освоить качественно новые цифровые, мобильные
и интернет – технологии, которые внедряются практически во все сферы
жизнедеятельности современного человека. При возрастании роли медиа
средств в отражении жизнедеятельности общеобразовательного учреждения,
становится острой проблема подготовки подрастающего поколения в медиа
сфере, так как школьники оказываются не готовыми ориентироваться в
информационном пространстве современного общества. Освоение программы
«Медиашкола», способствует подготовке обучающихся к отбору и
предъявлению информации с помощью различных медийных средств: текста,
фотографии, аудио, видео, графики и других производных от них форм.
Освоение информационно-медийной деятельности способствует
развитию
общей
эрудиции,
коммуникабельности,
культуры
и
2

выразительность речи, дисциплины и ответственности, обучающихся за
порученное дело. Подготовка подростков к применению медиа технологий в
проектной деятельности и к работе в информационно-медийном центре
заключается в формировании социальной активности обучающихся через
критическое и творческое отношение к делу, деятельное отношение к жизни,
осознание гуманистических идеалов и общероссийских ценностей в
общественной жизни, через умение действовать в соответствии с этическими
нормами, конструктивно преобразовывая действительность.
В процессе занятий обучающийся усваивает умения и навыки работы с
техникой, необходимые современному человеку. Многообразие творческой
деятельности (журналистская деятельность, работа с текстом, элементы
графического дизайна, издательское дело, фото- и видеосъемка, работа с
компьютером) помогает обучающемуся также определиться и с выбором
дальнейшей профессии.
Программа носит практический характер и это позволяет учащимся
разносторонне раскрыть свой творческий потенциал.
Адресат общеразвивающей программы- обучающиеся 6-9 классов (возраст с
13 до 16 лет), интересующиеся медийным направлением и журналистикой.
Режим занятий Занятия проводятся 1 день в неделю, по пятницам,
длительность занятий 2 часа.
Объём программы - 68 часов
Срок освоения программы - Программа рассчитана на 1 год обучения (68
часов). Занятия проходят один раз в неделю по 2 академических часа.
Формы обучения: Фронтальные, групповые, при необходимости –
индивидуальные занятия.
Виды занятий:
Работа с текстом: анализ текста, конспект текста, написание текста,
редактирование текста, набор текста на компьютере, произношение текста.
Практические занятия: просмотр телепередач и фильмов, новостных лент,
а также их анализ, проведение исследований, акций, подготовка репортажей и
интервью, мастер-классы.
Исследовательская работа: создание собственного материала (фото- и
видеосъемка), работа над собственными текстами и видеоконтентом.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы:

3

Важной составляющей образовательного процесса в детском
объединении является организация демонстрации приобретенного учащимися
в процессе занятий мастерства. Различные типы медиа-работ размещаются в
социальных сетях, либо демонстрируются в конце занятия.
Итоговая медиа работа выполняется в конце всего курса обучения.
Критериями оценки созданных учащимися творческих работ выступают
следующие показатели: качество работы и соответствие ее художественным
требованиям; четкое соблюдение технических требований;
- аккуратность выполнения;
- самостоятельность выполнения;
- выразительность и оригинальность.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
Создание условий для творческой самореализации учащихся через
включение детей в процесс получения и обработки информации.
Способствовать профессиональному самоопределению учащихся.
Задачи программы:
Образовательные:
1. Организовать деятельность школьного Медиацентра, как эффективного
инструмента воспитательного воздействия для успешной социализации
обучающихся.
2. Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист,
корреспондент, дизайнер, корректор, а также фоторепортёр,
видеооператор, режиссёр, режиссёр монтажа и др.
3. Обучать детей умению выражать свои мысли чётко и грамотно,
ответственно и критически анализировать содержание сообщений.
5. Создать в школе живую, активно работающую информационную среду.
Развивающие:
1. Способствовать повышению работоспособности обучающихся.
2. Развивать и стимулировать активность учащихся, их творческие
способности.
Воспитательные:
4

1. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
2. Научить учащихся работать в группе, обсуждать различные вопросы,
работать с различными источниками информации.
3. Воспитывать дисциплинированность.
4. Развитие умения работать в коллективе, подчинять свои действия
интересам коллектива, для достижения общей цели.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№

Учебно-тематический план и содержание программы
Наименование
Содержание
Всего
Количество
разделов,
часов
часов
блоков, тем.
учебных тем
Теория Практика

Формы
контроля

Организация работы информационно-медийного центра
1

2

3

4

Вводное занятие.

Инструктаж по
технике
безопасности.
Знакомство с
планом обучения
Авторское право. Знакомство с
понятием
авторское право в
журналистике и в
общественной
жизни.
Знакомство с
законами об
авторском праве.
Факты как
Знакомство с
источники
правилами
информации.
фактчекинга.
Техническое
Знакомство с
оснащение
техническими
информационно- средствами
медийной работы. информационномедийной работы.

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

8

4

4

Презентация
работ

Текст, как средство информационно-медийной работы.
5

5

6

7

8

Текст – основа
контента в
информационно –
медийном
сообщении
Структура текста
в осмыслении и
подаче
информации.
Культура устной
и письменной
речи в
информационномедийной работе
Правила сбора и
подачи
информационного
материала.

Интервью, опрос
как методы сбора
и подачи
информации
10 Новость в сфере
информационных
технологий.
9

11 Событие жизни в
репортаже, пресс
- и пост – релизе.
12 Текст в
социальных
сетях.
13 Аудио тексты.

Понятие текст,
его роль в
информационномедийной сфере.

2

1

1

Знакомство со
структурой
текста, правилами
его подачи в сми.
Понятие культура
речи, этикет
общения в
информационномедийной работе.
Знакомство с
правилами сбора
и подачи
информационного
материала.
Что такое
интервью, как
взять и как дать
интервью.
Знакомство с
правилами
представления
новостей.
Мастер-класс
«Образ события»

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

-

2

Анализ и разбор
тестов. Структура
интернет-текстов.
Подкаст в работе
с аудио и видео
информацией в
интернете.
Зарисовка
события через
аудио -подкаст.

2

1

1

2

1

1

18

8

10

Взаимо
анализ

Интернет - информационное пространство и социальные сети
6

14 Виды и
информационные
возможности
социальных сетей
15 Безопасность в
сети Интернет
16 Посты

17 Лонгрид

18 Продвижение
проекта в
социальных
сетях.

Презентация
социальных сетей

2

1

1

Правила
безопасности в
сети интернет
Создание,
оформление и
продвижение
постов.
Знакомство с
форматом подачи
информации в
интернете –
лондгрид.
Защиты замысла
проекта

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

10

5

5

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

2

-

4

2

2

Публикации
статей на
сайте школы

Наглядно-образная информация
19 Фотография

20 Инфографика –
сделать сложную
информацию
доступной.
21 Видео как
средство
коммуникации.
22 Телевидение

23 Блог.

Содержание и
качество
отражения жизни
посредством
фотографии.
Знакомство с
понятием
инфографика.
Правила создания
инфографики.
Видеоролик как
средство общения
и предоставление
информации.
Аспекты работы
телевидения как
способа передачи
информации
Ведение дневника
событий дневник
событий в блоге.

7

24 Кино и его роль в
современном
мире.

Кино как
средство
передачи
информации
Возможности
смартфона в
организации
командной
работы.

25 Смартфон как
средство
передачи
информации.

2

1

1

2

1

1

16
Медиапроекты.

9

7

26 Медиапроекты по
направлениям
деятельности.
27 Создание
медиапроекта

Групповая беседа.
Генерация идей.

4

-

4

Разработка и
создание
медиапроектов.

8

-

8

28 Итоговая
аттестация

Презентация
медиапроектов

4

-

4

16
68

0
26

16
42

Итого:

Презентация
видеороликов

Выпуск
печатного
вестника
работы
школы

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Предметные: Учащиеся смогут:
- ориентироваться в знаниях по основам информационно-медийной
деятельности, по формам подачи информации в тексте, фотографии, видео,
аудио и в сети интернет;
-проявлять навыки оперативного сбора информации, её обработки,
грамотного изложения мыслей в тексте и в кадре;
-

владеть

технологией

информационно-медийного

проектирования

и

оформления контента в делах общественной организации.
Метапредметные: Учащиеся обретут готовность:
- к проявлению эрудиции, объективной и корректной подаче информации,
критическому и творческому отражению реальной жизни;
8

- к деловому общению, ведению конструктивного диалога, публичной
презентации;
- к принятию решений и ответственности за их исполнение в творческом
взаимодействии с участниками общественной деятельности.
Личностные: Учащиеся будут проявлять:
-осознанное гражданское и творческое созидательное отношение к Родине;
-ответственное отношение к этическим нормам общения и поведения,
правилам коллективной работы и конструктивного диалога;
- добросовестное отношение к принятию и исполнению решений.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ
материально-техническое обеспечение:
-аудитория, с выходом в Интернет.
-магнитно-маркерная доска
-мультимедийный проектор
-экран
-ноутбук
-цифровой фотоаппарат
-принтер
- сканер
- ламинатор
- диктофон
методические материалы
1. Карточки с тематическими материалами из СМИ и новых медиа (в
бумажном и электронном виде) – вырезки и скриншоты/коллажи
выразительных приемов в речи и в журналистских произведениях, кейсыпримеры из новых медиа;
2. Карточки-задания для самостоятельной и групповой работы по темам
программы;
3. Тематические подборки:
- текстов постов и статей;
- новостные подборки;
- подборки «фейковых новостей»;
9

- статьи и инфографика;
- каталог контент-планов;
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Предварительный контроль
Выявление интересов, хобби, а также начальной подготовки учащегося
(определение уровня знаний, умений, навыков).
Формы контроля: практические задания (написание материала на заданную
тему, работа за компьютером), анкетирование, беседа.
Текущий контроль
Данный контроль помогает скорректировать дальнейшую работу с детьми в
процессе обучения (наблюдение, беседа, прослушивание, выполнение
творческих заданий, оценка творческих и исследовательских работ).
Своеобразной формой текущего контроля выступают выпуски медиа контента
для школьных групп в социальных сетях.
Итоговый контроль
Диагностирование знаний, умений и навыков, и их соответствия
прогнозируемым результатам образовательной программы. В конце учебного
года обучающиеся проводят работу над собственными медиа-проектом на
интересующую тему. Медиа-проект может быть общим на группу и
индивидуальным. Медиа-проекты защищаются на итоговом занятии. Также на
итоговом занятии проводится опрос (или анкетирование), что больше всего
понравилось ребятам, что не понравилось.
Методы контроля и диагностика результатов: наблюдение, опрос, беседа,
анкетирование, тестирование, анализ творческих работ, презентация.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.А. Плешаков Методические рекомендации по информационномедийному направлению деятельности Российского движения школьников.
МГПУ, 2016.
2. Абрамович А.В., Лазаревич Э.А. Практикум по литературному
редактированию. Изд-во МГУ, 1963.
3. Волынец М.М. Принципы работы телеоператора со светом. М., 1997.
4. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 1997.
5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Современный русский язык.
М., 1995.
6. Груздева З., Куцкая С. Руководство по технике речи. Москва, 1974.
7. Егоров В. Терминологический словарь телевидения. Основные понятия и
комментарии. М., 1997.
10

8. Ефимова Н.Н. Звуковое решение телевизионных программ. Учебное
пособие. М., 1999.
9. Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского
произношения. М., 1997.
10. Льюис Б. Диктор телевидения. М., 1973.
11. Макарова С.К. Техника речи (учебное пособие для дикторов телевидения
и радиовещания). М., 1995.
12. Новикова В.И. Речевые ошибки в эфире. М., 1998.
13. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение,
грамматические формы/ С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под
ред. Р.И. Аванесова. М., 1989.
14. Отт Урмас. Вопрос + ответ = интервью. М., 1991.
15. Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник для 10–11 классов.
М., 1998.
16. Станиславский К.С. Работа над собой в творческом процессе
воплощения. Собр. соч., М., 1995, т.3.
17. Сценарное мастерство: кино- и теле драматургия как искусство, ремесло
и бизнес. (Реферат книги Р. Уолтера). М., 1993.
18. Сценическая речь. Учебное пособие под ред. И.П. Козляниновой.
Москва, 1976.
19. Телевизионная журналистика. Учебник. 2-е издание. Изд-во МГУ, 1998.
20. Техника и технология видеомонтажа. Учебное пособие. Под ред. П.
Олефиренко. М., 1999.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».