Поваренок 2-4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Поварёнок» является дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программой пропагандирует вопросы правильного
питания и здорового образа жизни. Изучение основ здорового образа жизни
и рационального питания в школе будет способствовать воспитанию
физически нравственно здорового поколения, развитию у учащихся чувства
гармонии и красоты способности воспринимать мир как единое целое.
В среднем подростковом возрасте школьники с удовольствием посещают
различные кружки, особенной популярностью у них пользуются кружки по
кулинарии, в которых дети с удовольствием учатся готовить.
Направленность программы: социально - педагогическая
Уровень освоения программы: стартовый
Актуальность программы
Актуальность программы юный поваренок в том, что обучение детей и
подростков направлено на их самоопределение и профессиональную
ориентацию, являющихся важными этапами на пути социализации личности.
В процессе обучения воспитанники учатся бережно и с любовью относится к
своему национальному богатству, сохраняют и развивают традиции своего
народа, своих семей.
Пища – является одним их основных элементов, необходимых для
нормальной жизнедеятельности человека. От того как человек питается,
зависит его здоровье, внешний вид, функционирование внутренних органов,
настроение, трудоспособность. Владение кулинарией требует большого
объема знаний и навыков, значительной культуры и эрудиции, чтобы
соответствовать современным требованиям. Полученные на занятиях знания
помогут обучающимся не только накормить в будущем свою семью, гостей,
но и сделать, быть может, первый шаг в выбранной специальности.
Педагогическая целесообразность
Программа обучения направлена на знакомство с историей кулинарии,
основами рационального питания. Учащиеся получают первоначальные
знания и навыки приготовления несложных блюд: закусок, первых и вторых
блюд, салатов, песочного и дрожжевого теста.
Отличительные особенности программы

2

Отличительной особенностью данной программы является то, что она
составлена с учетом интересов и потребностей детей, их возможностей,
уровня подготовки и владения практическими навыками, допускается
варьирование и замена отдельных тем, количества часов по темам. Занятия
направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни
организации правильного питания, на формирование у них знаний и умений,
способствующей социальной адаптации, на повышение уровня их общего
развития, на воспитание ответственности, коллективизма, взаимовыручки.
Цель и задачи программы
Цель программы: Дать учащимся знания о рациональном питании,
сформировать умение по приготовлению здоровой пищи, развить
способность критически относится к разного рода модным диетам,
воспитывать вкус к здоровой пище.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить детей с историей кулинарии, историей национальных кухонь с
точки зрения рационального питания и способов обработки продуктов;
познакомить с сущностью диетического питания, особенностью различных
диет, лечебными свойствами некоторых продуктов, организацией труда при
приготовлении пищи;
- обучить технологии приготовления основных блюд русской и
национальной кулинарии;
- приобщить к разнообразным видам хозяйственно-бытовой деятельности;
Развивающие:
- пробудить интерес к кулинарному искусству у детей;
- развить творческую активность через индивидуальное раскрытие
кулинарных способностей каждого ребенка;
- развить способность критически относиться к разного рода диетам;
- развить эстетическое восприятие и творческое воображение;
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность;
- привить навыки работы в группе;
- формировать любовь и уважение к традициям русской кухни и
национальной кухни.
3

Содержание программы построено с учетом меж предметных связей
технологии с биологией, химией, историей.
Программа обучения направлена на знакомство с историей кулинарии,
основами рационального питания. Обучающиеся получают первоначальные
знания и навыки приготовления несложных блюд: закусок, первых и вторых
блюд, салатов, песочного и дрожжевого теста.
Категория обучающихся по программе
Возраст обучающихся: 8-10 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Форма
образовательной
деятельности:
форма
реализации
образовательной программы или её частей осуществляется с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Форма занятий: групповая.
Предполагаемый численный состав группы: 10 - 15 человек.
Режим занятий соответствует правилам и нормам СанПиН 2.4.4.317214 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей», предусмотрены необходимые перерывы для отдыха и
проветривания помещения.
Календарный учебный график
Название образовательной
программы

Продолжительность
учебного
часа

Кол-во
уч.
недель

Кол-во
уч. часов
в
неделю

Кол-во
уч. дней
в
неделю

«Поварёнок»

40 мин.

34

1

1

Кол-во
уч.
часов в
год

Даты начала
и окончания
уч. периодов/
этапов

1 сентября
– 31 мая

Общее количество учебных часов за весь период обучения: 34

Для обучения по данной программе промежуточные каникулы не
предусмотрены, только перерыв в осуществлении образовательной
деятельности в летнее время.
Планируемые результаты
По окончании обучения обучающимися будут достигнуты
личностные результаты:
4

Приобретение школьником знаний об этике и эстетике повседневной жизни
человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах
здорового образа жизни, здорового питания; о правилах конструктивной
групповой работы; об основах разработки социальных проектов и
организации коллективной творческой деятельности; о способах
самостоятельного поиска и обработки информации; опыт самообслуживания.
метапредметные результаты:
Благодаря практической направленности, деятельностному характеру и
тесной связи с повседневной жизнью, образовательная область технология
дает возможность воспитаннику получать новые знания, умения, навыки,
интегрировать их со знаниями, полученными на других школьных
предметах, и применять их в самых различных жизненных ситуациях.
Содержание программы построено с учетом меж предметных связей
технологии с биологией, химией, историей.
предметные результаты:
- научатся различным приемам, владеть инструментам, выполнять записи
рецептов, рассчитывать свое время, оформлять праздничные столы,
принимать гостей, этике культуры.
-научатся следовать устным инструкциям, выполнение по рецепту;
- будут создавать композиции с изделиями;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение,
мелкую моторику рук и глазомер, творческие способности и фантазию;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы
в коллективе;
- получат знания о месте и роли кулинарии в жизни человека;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план

№
п/п
1.

Названия разделов и тем
Вводное занятие. ТБ.

Количество часов
всего

теория

2

2

практика

Формы аттестации
/ контроля
Опрос
5

2.

История
возникновения
кулинарии. Здоровое питание.

2

2

3.

Бутерброды.

6

1

5

4.

Горячие напитки

2

1

1

5.

Салаты

8

1

7

6.
7.

ТБ
Изделия из теста

2
8

1
2

1
6

8

Экологический проект.

2

1

1

9.

Итоговое занятие

2

1

1

34

11

23

Итого:

Опрос

Практическая
рабата,
педагогический
присмотр.
Дегустация
Практическая
рабата,
педагогический
присмотр.
Дегустация
Практическая
рабата,
педагогический
присмотр.
Дегустация
Опрос
Практическая
рабата,
педагогический
присмотр.
Дегустация.
Участие в конкурсе
проектов
Выставка
творческих,
проектных работ.
Награждение
участников.

Содержание учебно-тематического плана
К каждому уроку составлена технологическая карта.
Раздел 1. Вводное занятие. (2 уч.ч)
Теория: Техника безопасности .
Практика: Знакомство с инструментами, приспособлениями, кухней и
техникой.
Раздел 2. История возникновения кулинарии. Здоровое питание. (2 уч.ч)
6

Теория:
Практика: Знакомство с историей возникновения кулинарии, просмотр
дидактических материалов, видео.
Раздел 3. Бутерброды. (6 уч.ч)
Теория: Виды бутербродов. Знакомство с технологией приготовления
бутерброда. Способы нарезки продуктов. Просмотр видео.
Практика: Приготовление бутерброда, нарезка ингредиентов разными
способами. Безопасные способы нарезки продуктов. Дегустация готового
продукта.
Раздел 4. Горячие напитки. (2 уч.ч)
Теория: Виды горячих напитков. Виды чая. Рецепты заваривания чая и
травяного настоя.
Практика: Приготовление горячего напитка. Дегустация.
Раздел 5. Салаты. (8 уч.ч)
Теория: Виды салатов. Способы нарезки фруктов и овощей. Просмотр видео
по карвенгу.
Практика: Приготовление салата путем нарезки продуктов выбранным
способом. Дегустация салата.
Раздел 6. ТБ. (2 уч.ч)
Теория: Техника безопасности.
Практика: Работа с инструментами, приспособлениями, кухней и техникой.

Раздел 7. Изделия из теста. (8 уч.ч.)
Теория: Виды теста. Ингредиенты для теста. Способы приготовления теста.
Материалы и инструменты для приготовления.
Практика: Приготовление продукта из теста. Дегустация.
Раздел 8. Экологический проект. (2 уч.ч)
Теория: Актуальность экологического образования и просвещения.
Практика: Создание экологической кормушки для птиц. Работа в паре. На
круги, вырезанные из картона наносится крупа, соединительным
материалом служит клейстер из крахмала. Участие в конкурсе проектной
деятельности по экологии.
7

Раздел 9. Итоговое занятие. (2 уч.ч)
Теория: Подведение итогов года. Награждение.
Практика: Выставка проектных работ.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
периодичность

формы
контроля,
подведения
итогов
реализации
программы

используемые
оценочные
материалы

способы фиксации
результатов

система
оценивания

начальный
контроль

Вводное
занятии в
начале
учебного
года

Тест,
вопросы

Результат
тестирования
фиксируется в
журнале.

Фиксируется
как
ознакомительн
ый уровень

текущий
контроль

На
каждом
занятии

Дегустация

Фиксация
результатов не
предусмотрена

Оценка не
предусмотрена

промежуточный
контроль

2 раза в год
в конце
каждого
полугодия

Прослушива
ние ТБ,
знакомство с
приборами и
оборудовани
ем
Просмотр
творческих
работ,
педагогичес
кое
наблюдение
Творческая
работа,
педагогичес
кий
присмотр

Творческая
работа,
опрос
родителей,
отзывы

Или фиксация
опроса не
предусмотрена

Оценка не
предусмотрена

итоговый
контроль

В конце
каждого
учебного
года

Творческая
работа,
отзывы

Результат
творческих
достижений
фиксируется в
журнале

Переход на
другой уровень
обучения

Творческий
конкурс,
проект,
награждение
учащихся за
достижения

Для ознакомительного уровня:
Результатом
обучения
является
освоение
обучающимися
образовательной программы и переход на базовый уровень не менее 25%
обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.
Итоговая аттестация по данной программе не предусмотрена.
Критерии оценивания
8

Критерии оценки учебных результатов программы:
- результаты конкурсов и мастер-классов, опрос родителей
Методы выявления результатов воспитания:
- проведение праздничных застолий с учащимися и родителями,
составление альбома с рецептами
Методы выявления результатов развития:
- участие в школьных тематических выставках («День знаний», 8
марта, итоговая выставка)
- участие в конкурсах (ярмарка-масленица, «Радуга талантов»)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Учебно-методическое обеспечение программы
Все разделы программы обеспечены необходимыми методическими и
дидактическими материалами.
Перечень методических и дидактических материалов к программе
(Общеразвивающая программа; учебники; учебные пособия;
дидактический
материал, иллюстрации, базы данных; материалы на
компьютерных носителях; видео,
материалы, слайды; методические
разработки , раздаточный материал, технологические карты .

Материально-технические условия реализации программы
Для проведения учебных занятий необходимо:
 помещение,
соответствующее
Санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации
учебного процесса;
 - Для реализации данной программы имеется большой светлый
кабинет. Он оборудован системами хозяйственного питьевого,
противопожарного
и
горячего водоснабжения, канализацией
и
водостоками. Помещение имеет естественное освещение и хорошо
проветриваться. В наличии имеется оборудование: плита электрическая
с жарочным шкафом, холодильник, миксер, мясорубку, набор столовой
мебели (столы кухонные); шкафы для посуды; доски деревянные
разделочные; сушилки для тарелок; посуду: кастрюли, сковороды,
тарелки, ложки, набор чайной посуды, чайники заварные, набор
ножей, столовый сервиз, чайник, кофейный сервиз; косынки,
фартуки; моющие средства.
 - книги по кулинарии
9

 - плакаты «Изделия из теста», «Приготовление первых блюд»,
«Украшение блюд», «Сервировка стола» и др.
 - таблица «Примерная потребность подростков в калориях»;
 - схемы приготовления блюд;
 - фото и репродукции художественных натюрмортов (разделы
«Национальная кухня», «Овощные и фруктовые салаты», «Украшение
кондитерских изделий»)
 - тесты для контроля знаний, умений, навыков;
 - дидактические карточки для контроля знаний, умений, навыков;
 - наглядный иллюстративный материал;
 - библиотечка «Юного кулинара», учебно-методические пособия,
справочники, энциклопедии.

1.

2.
3.
4.
5.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ю. Л. Хатынцев, В. Д. Симоненко Программы
общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение
1-4 классы, 5-11 классы ,М., «Просвящение», 2018
Книга о вкусной и здоровой пище –М.: Колос, 1993
В. Д. Симоненко , Технология Учебник для учащихся 5 кл.
общеобразовательной школы –М. , 2017
В. Д. Симоненко , Технология Учебник для учащихся 6 кл.
общеобразовательной школы –М. , 2016
В. Д. Симоненко , Технология Учебник для учащихся 7 кл.
общеобразовательной школы –М. , 2017

6. Книга о вкусной и здоровой пище — Википедия (wikipedia.org) (интернет
ресурс)
7. Роль витаминов в здоровом питании (rospotrebnadzor.ru) (интернет ресурс)

ПРИЛОЖЕНИЯ
Календарно-тематический план
№
занятия

к-во уч.
часов

1.
2.

1
1

3.

1

4.

1

Тема занятия

Формы аттестации/
контроля

Вводное занятие. Техника безопасности.
Опрос.
Вводное занятие. Техника безопасности при
Опрос
работе с плитой, электрическим чайником,
кухонным инвентарем. Санитария и гигиена.
История
возникновения
кулинарии. Опрос, дискуссия
Национальные блюда. Семейные традиции.
Здоровое питание
Опрос, дискуссия
10

5.
6.

1
1

Бутерброды. Виды бутербродов.
Бутерброды открытые.

7.

1

Бутерброды закрытые.

8.

1

Бутерброды холодные.

9.

1

Бутерброды горячие.

10.

1

Канапе.

11.
12.

1
1

Горячие напитки.
Горячие напитки. Кофе, какао, чай.

13.
14.

1
1

Салаты. История возникновения салатов.
Витамины и фрукты. Нарезание фруктов.

15.

1

Салат из фруктов.

16.

1

Салат из сырых овощей.

Опрос, дискуссия
Практическая
рабата,
педагогический
присмотр.
Дегустация.
Практическая
рабата,
педагогический
присмотр.
Дегустация.
Практическая
рабата,
педагогический
присмотр.
Дегустация.
Практическая
рабата,
педагогический
присмотр.
Дегустация.
Практическая
рабата,
педагогический
присмотр.
Дегустация.
Опрос, дискуссия.
Практическая
рабата,
педагогический
присмотр.
Дегустация.
Опрос, дискуссия.
Практическая
рабата,
педагогический
присмотр.
Дегустация.
Практическая
рабата,
педагогический
присмотр.
Дегустация.
Практическая
рабата,
11

17.

1

Салат из капусты.

18.

1

Салат из вареных овощей.

19.

1

Салат мимоза.

20.

1

Винегрет.

21.
22.

1
1

Техника безопасности.
ТБ. Работа с электроприборами на кухне.

23.
24.
25.

1
1
1

История выпечки изделий из теста. Виды теста.
Кулинарные рецепты выпечки.
Приготовление шарлотки.

26.

1

Изделие из песочного теста.

27.

1

Изделие из готового теста.

28.

1

Приготовление пиццы.

педагогический
присмотр.
Дегустация.
Практическая
рабата,
педагогический
присмотр.
Дегустация.
Практическая
рабата,
педагогический
присмотр.
Дегустация.
Практическая
рабата,
педагогический
присмотр.
Дегустация.
Практическая
рабата,
педагогический
присмотр.
Дегустация.
Опрос.
Практическая
работа.
Опрос, дискуссия.
Опрос, тест
Практическая
рабата,
педагогический
присмотр.
Дегустация.
Практическая
рабата,
педагогический
присмотр.
Дегустация.
Практическая
рабата,
педагогический
присмотр.
Дегустация.
Практическая
рабата,
12

29.

1

Приготовление пиццы.

30.

1

Выпечка блинов.

31.

1

Выпечка кексов.

34.

1

Итоговое занятие.

педагогический
присмотр.
Дегустация.
Практическая
рабата,
педагогический
присмотр.
Дегустация.
Практическая
рабата,
педагогический
присмотр.
Дегустация.
Практическая
рабата,
педагогический
присмотр.
Дегустация.
Опрос, дискуссия.
Награждение
по
итогам
конкурса
проектных работ.

Итого: 34 часа

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».