Учебный план образовательной деятельности дошкольные группы на 2023-2024 учебный год

бюджетное общеобразовательное учреждение
Полевского городского округа
школа с. Полдневая"
"Средняя общеобр€вовательн€ш

Муницип€Lпьное

РАССМОТРЕНО
педагогический совет
Протокол J,,lb 8 от <<2I.06.202З>>

Il;д

sф
s!
ф5
,с5

ц

.l Е

)лдневая'7ý

=
3

Батина Т.Г.
162-Д от <<21.06.202З)

УЧЕБНЬЙ ПЛАН
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЪЮ

(интЕллЕктуАльными нАрушЕниями) мя
нА

2023

_2024учЕБныЙ год

1 _1

2

клАссов

ВЫПИСКА ИЗ ФЕШРАJЬНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБr r IF ОБРАЗОВ АТЕJЪНОЙ ГrРОГРАММЫ ОБУЧАЮIЦЮ(СЯ С

умствЕIfi{оЙ отстАлостью (интЕллЕктуАльными
11ц>уrIIF-ниJIми)

Полевской горолской округ, Сверлловская область 2023
1

Пояснптельная записка к учебному плану
Пояснительн€Lя записка к 1^rебному плану на 202З - 2024 учебный год
(извлечение из ФАООП образования, обl^rающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями).
Учебный план АООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объём аудиторной нагрузки обl^rающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет 1чебное время, отводимое
на их освоение по кJIассам и 1..lебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержаниrI образования, требований к его усвоению и
организации образовательного процесса) а также выступает в качестве одного
из основных механизмов его реализации.
Календарные периоды учебного года
1.1. .Щата начаlIа 1.T ебного года: 1 сентября2023 года
1.2. ,Щата окончания учебного года: 24мм2024 года
t.3. ПРОДолжительность 1.T ебного года:1 класс - 33недели;
2 - 4-й кJIассы - 34 недели;5-9-й кJIасс- 34 недели;
1.4. Продолжительность 1..rебной недели: 5 дней
2. Периоды образовательной деятельности
2.|. Продолжительность 1^rебных занятий по четвертям в учебных
неделях

Четверть
1

четверть

2 четверть
3 четверть

Сроки

Продолжштельность

0| .09 .202з -28 .|0 .2023

8 у^rебньгх недель

.2023-29.12.202з
15.01 .2024 _ 2з.0з.2024

8 1"rебных недель
10 уlебньrх недель

06.

11

(для2-|1 классов)
9 уlебных недель (для

1

классов)
4 четверть

0| .04.2024- 24.05 .2024

8 у.lебных недель

Каникyлы

Сроки

Продолжительность

Осенние

30.10.2023

7 календарньж дней

05.11 .202з

lб календарных дней

Зимние

з0.12.202з
14.01 .2024

дополнительные
каникулы для

|7 .02.2а24-25

.02.2024

1-х

9 кшlендарньж дней

кJIассов

Весенние
Итого

25 .0з .2024-з | .0з

.2024

7 календарных дней
30 календарных дней

(39 календарных дней для
1 класса)
2

обl^rение в первых кJIассах осуществJIяется с соблюдением
следующих дополнительных требований: уrебные занятия проводятся
по 5-дневной 1..rебной неделе и только в перв5rю смену; использование
(ступенчатого>) режима обl.T ения в первом полугодии:
в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый,в ноябредекабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый;
в январе-мае - по 4 урока в день по 40 минут каждый.
Рекомендуется организация в середине учебного дня динамической
паузы продолжительностью не менее 30 минут; об1..rение проводится без
ба-гlльного оценивания занятий обуrающихся и домашних заданий.
Использование (ступен!Iатого> режима обlпrения в первом полугодии
осуществляется следующим образом. В сентябре-октябре четвертый урок и
один раз в неделю пятый урок следует проводить в нетрадиционной форме:
целевые проryлки, экскурсии, уроки-театр€tлизации, уроки-игры. Содержание

нетрадиционных уроков должно быть направлено на р€ввитие и
совершенствование движения обl"rающихся. Уроки в нетрадиционной форме

распределяются в соответствии с рабочими процраммами 1^rителей.
fuя обl^rающихся вторых-третьих кJIассов объем аудиторной недельной
нагрузки в течение дня не более 5 уроков по 40 минут каждый.
Организована работа в группах продлённого дня с учетом расписания
уроков первой половины дня.
Срок обlчения по АООП составJLяет 9-1З лет.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 у^rебных недель в году в
I классе и 341"rебных недель в году со II по ХII класс.
ОбЩИй Объем 1^rебной нагрузки cocTaBJLяeT не более от зOз9 до з7з2
академических часов на 1 этапе обуrения (I-IV класс), 5066 академических
часов на 2 этапе обуrения (V- IХкласс) и 3060 часов на 3 этапе (Х- ХII класс).
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных занятий,
коррекционно-рЕввивающих занятий и внеурочной деятельности.
Изу^rение 1^rебных дисциплин организуется с использованием 1^rебно-

методических комплексов

с

использованием уrебников, входящих в

Федеральные перечни 1^rебников.
ПРИ ОПРеДеЛении 1"rебной нагрузки педагогических работников
учитывается вся педагогиtlеск€lя нагрузка, предусмотреннffI образовательной
программой ОУ. Нагрузка педагогических работников, ведущих заIIятия в
рамках внеурочной деятельности, при тарификации педагогических
работников устанавливается как педагогическ€l]я нагрузка по основной
должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия в
рамках внеурочной деятельности, устанавливается с yчeToM всех
коэффициентов конкретного педагогического работника. Часы коррекционнорzввивающих занrIтий, определенные образовательной программой, так же
подлежат тарификации.
fuя развития потенци€rла тех об1..rающихся р[ственной отстагlостью
(интеллекту€rльными нарушениями), которые в силу особенностей своего
психофиЗического р€ввития испытыв€lют трудности в усвоении отдельных
J

1^rебных предметов,

моryт разрабатываться

с

r{астием

их

родителей
(законньгх представителей) индивиду€lльные 1.T ебные планы, в рамках которых
формируются индивиду€шьные 1.T ебные программы. Реализация
индивидуапьньfх учебных планов, программ сопровождается тьюторской
поддержкой.
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём
структуру обязательных
аудиторной нагрузки обуrающихся, состав
предметныхобластей, распределяет 1.чебное время, отводимое на их освоение
по кJIассам и 1^rебным предметам.

и

Текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации

обучающихся
Освоение

АООП образования обl"rающихся

с

легкой умственной

нарушениями), в том числе отдельной части
или всего объема 1^rебного предмета (курса), сопровождается текущим
контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обуlающихся на
основании нормативного лок€Llrьного акта школы <<Положение о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аТТеСТации обl^rающижся, порядке и основания перевода обlлrающихся в
следующий класс.
Текущий контроль успеваемости обl^rающихся - это систематическzrя
проверка 1^lебных достижений каждого обуrающегося школы, проводим€uI
)л{ителем в ходеосуществления образовательной деятельности в соответствии
с АООП вариант 1 ирабочей программой 5rчителя.
Проведение текущего контроля успеваемости направлено на
обеспечение выстраивания образовательного процесса максим€lльно
эффективным образом длядостижения результатов освоения АООП вариант 1,
предусмотренных ФГОС УО.
Текучий контроль успеваемости обуrающихся проводится в течение
у^lебногогода в цеJlях:
отст€Llrостью

-

(интеллекту€tльными

KoHTpoJuI уровня достижения обуlающимися результатов,

предусмотренныхАООП вариант l и рабочей программой учителя;

-оценки соответствиf, результатов освоения АООП вариант

требованиям ФГОСУО;

-оценки работы обl^rающегося педагогическим работником

с

1

целью
возможногосовершенствов ания образовательного процесса.
Формами текущего KoHTpoJLя опредеJLIется rIителем с )пIетом
контингента обl^rающихся, их психофизических возможностей, содержания
1^rебного матери€rла и используемых образовательных технологий.
Формами текущего контроля являются:
-письменн€Lя работа-письменный ответ обуrающегося на один или
систему вопросов (заданий).
- устная проверка- устнылi ответ обу"rающегося на один или систему
вопросов вформе беседы;
- ТВорЧеские работы r{ащихся - результат творческих усилиЙ ученика
4

науроках;

наблюдение за обуrающимся во время г{ебно-воспитательного

процесса.
стартов€rя административная контрольная работа (урок контроля
знаний) _ процедура проводимаrI с целью установления фактического уровня
достижения результатов освоения АООП вариант-1 каждым об1^lающимся

-

средств€lми контрольно- измерительньIх материалов. ,Щанные
стартовых административных контрольньtх работ использ)rются в
мониторинге результатов освоения АООПвариант-1 ;
комбинированн€lя проверка- сочетание укЕванных выше форм проверок.
школы

Промежуточн€ш аттестация проводится по каждому 1"rебному предмету
по итогам оцределенного 1^lебного периода с каждым обl^rающимся школы.
Освоение АООП вариант -1, в том числе отдельной части или всего
объема 1^rебного предмета, курса, дисциплины(модуля) сопровождается
промежуточноЙ аттестациеЙ об1..rающихся.
Щелями проведения промежуточной аттестации явJLяются:
объективное установление фактического уровня достижения
результатов освоения АООП вариант-1 ;
-соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС УО;
оценка достижений конкретного обу^rающегося, позволяющ€lя
выявить в освоении им АООП вариант-1 и )пIитывать индивиду€Lпьные
потребности обуrающегося в осуществлении образовательной деятельности;
-оценка динамики индивиду€lльных образовательных достижений,
продвижения в достижении планируемых результатов освоения АООП
вариант-1
Формами промежуточной аттестации являются:
наблюдение за обуlающимся во время учебно-воспитательного
процесса;
- итоговая административная контрольн€ш работа (урок контроля
знаний) процедура, проводим€ш с целью установления фактического уровня
достижений результатов освоения АООП вариант-1 каждым обу^lающимся
школы.
,Щанные итоговых административных контрольных работ используются
в мониторинге предметных результатов освоения АООП вариант-1.
Оценку предметных результатов в 1 классов в течение 1^rебного года и
вторых кJIассов в печение первого полугодия осуществляется без фиксации
ДОСТИЖеНиЙ обl.T ающихся в виде отметок по четырех балльной системе,
используя только положительн€tя и не рzвличимaя по уровням фиксация.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго
полугодия 2 кJIасса, то есть в тот период, когда у обучающихся будут
сформированы некоторые начапьные навыки чтения, письма и счета. Кроме
того, сама 1..rебная деятельность для них булет привычной, и они смоryт
ееорганизовывать под руководством педагогического работника.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить
результаты,продемонстрированные r{еником, с оценками типа:
5

"Удовлетворительно" (зачёт), если об1,,lающиеся верно выполняют от
35О/о до5OО/о заданий;
"хорошо" - от 5|О/о до 65Yо заданиЙ. "очень хорошо" (отлично) свыше
65%.

На основе результатов текущего контроля успеваемости об1^lающимся
выставJuIется отметка за четверть, которЕlя представляет собой среднее
арифметическое этих результатов. Округление результатов проводится в

пользу обl^rающегося.
Согласно требованиям Стандарта по завершению реализации АООП
проводится итоговЕuI аттестация в форме двух испытаний:
первое _ предполагает комплексную оценку предметных результатов
усвоения обl"rающимися русского языка, чтения (литераryрного чтения),
математики и основ соци€rльной жизни;
второе - направлено на оценку знаний и умений по выбранному
профилю труда.
Организация самостоятельно разрабатывает содержание и процедуру
проведения итоговой атгестации.
Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме "зачет" и (или)
"незачет".
Сроки проведения промежуточной аттестации опредеJLяются рабочей
программой у"rителя, но не позднее 10 дней до окончания текущего у^lебного
года.
Реализация коррекционно-р€ввивающей области и внеурочной
деятельностиосуществляется без бального оценивания результатов освоения
курса.

6

учебный план
Учебный план является основным организационным механизмом
ре€rлизации АООП образования об1^lающихся с легкой умственной
отст€LIIостью (интеллектуztпьными нарушениями), и вкJIючает в себя
обязательную часть и часть формируемую )дастниками образовательных
отношений. ОбязательнаrI часть 1^rебного плана для обl^rающихся с легкой

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составJLяет не
менее 70Уо, а часть формируемЕlя }п{астниками образовательных отношений, не
более 30% от общего объема 1.,rебного плана.

Распределение части 1^rебного плана, формируемого )п{астниками
образовательных отношений, предшествует анкетирование(опрос) родителей
(законных представителе) обуrающихся.
В уrебном плане 1этапа обlпrения (1-4 классы) представлены шесть
ПРеДМеТных областеЙ в 1"rебном плане 2 и 3 этапов обl,T ения (5-9 классы,10_
12 классы)- семь предметных областей. На каждом этапе об1.,rения в 1.,rебном
плане представлены семь предметных областей и коррекционно-р€lзвивающ€ul
область. Содержание всех 1^rебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-р€ввивающую
направленность, закJIючаюшцуIося в учете особьш образовательных
потребностей обуlающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков
психического и физического р€Lзвития обl^rающихся в структуру 1^rебного
плана входит и коррекционно-р€ввивающая область.
ОбЯЗатеЛЬн€ш Часть 1^rебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного
ОбРаЗОВаНИя обl^rающихся с умственной отсталостью:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих
овладение системой социzlльных отношений и социzlльное рчввитие
обучающегося, а также его интеграцию в соци€tльное окружение;

формирование основ духовно-нравственного р€ввития
обуrающихсщ приобщение их к общекультурным, национzл"льным и

этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил
поведения в экстремальныхситуациях.
Часть уrебного плана, формируемЕLя )rчастниками образовательных
отношений, обеспечивает ре€rлизацию особых (специфических)
образовательных потребностей, характерных дJIя каждой группы
обl^rающихся, а также индивиду€Lllьных потребностей каждого обуrающегося.
Таким образом, часть 1^rебного плана, формируем€ш }частниками
образовательных отношений, предусматривает :
r{ебные занятиrI, обеспечивающие рzвличные интересы
обl^rающихся, в томчисле этнокультурные ;
увеличение 1^rебных часов, отводимых на изучение отдельных
1^rебныхпредметов обязательной части;
-Введение 1^rебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обl^rающихся с умственной отст€UIостью и

-

7

необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом
р€ввитии;

-

введение 1^rебных курсов для факультативного изучения

отдельных уlебныхпредметов.

Неотъемлемой составляющей 1^rебного плана является внеурочная
область и другие
деятельность, вкJIючающая коррекционно-р€ввиваюцý/ю
направления внеурочной деятельности.

Содержание коррекционно-р€ввивающей области 1..rебного плана
представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционнор€ввивающими

занятиями).

Выбор коррекционных индивидуЕLIIьных и |рупповых занятий, их

количественное соотношение может осуществJtяться общеобразовательной
организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
об1^lающихся с умственной отстаJIостью на основании рекомендаций

психолого-медико- педагогической комиссии. Время, отведенное на
ре€rлизацию коррекционно- развивающей области, не )читывается при
определении максим€Lпьно допустимой уlебной нагрузки, но rIитывается при
определении объемов финансирования.
Всего на коррекционно-рzввиваюцщо область отводится не менее 5
часов в неделю из часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениjIм внеурочной деятельности

явJuIется неотъемлемой частью образовательного процесса в
общеобразовательной организации. Образовательные организации

предоставляют обуrающимся возможность выбора широкого спектра занятий,
направленных на ихр€ввитие.
ВнеУрочн€lя деятельность обl^rающихся с ОВЗ формируется из часов,
необходимых дJIя обеспечения их индивиду€Lпьньtх потребностей и составляет
cylllмapнo 10 часов в неделю на об1^lающегося, из которых не менее 5 часов
должны вкJIючать обязательные занятия коррекционной направленности с
их физиологических
}п{етом возрастных особенностей обl^rающихся
потребностей (гryнкт З.4.|6 санитарных правил СП 2.4.З648-20 "СанитарноэпидемиологшIеские требования к организациям воспитания и обуrения,

и

оздоровления обl^rающихся и молодежи", утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 J\Ъ 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции

отдыха

и

Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный Jф б157З),
,Щействующим до 1 января2027 г.
!ля развития потенци€tла тех обуlающихся с умственной отстatлостью,
которые в сиJIу особенностей своего психофизического р€ввития испытывают
трудности в усвоении отдельных уtебных предметов, моryт разрабатыватьсяс
rIастием их родителей (законных представителей) индивиду€rльные уrебные
планы, в рамках которьtх формируются индивиду€tльные 1^lебные программы
(содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).
Реализация индивидуаJIьных учебных планов, программ сопровождается
тьюторской поддержкой.
8

Предметная область <<Язык и речевая практика>>
Основные задачире€rлизации содержания 1^rебного предмета
<<ýсский язык>> (1-12 классы): формирование представлений о языке,

как важнейшем средстве человеческого общения; ознакомление с некоторыми
грамматическими понятиями и формированиена этой основе грамматических
знаний и умений; использование усвоенных граматико-орфографических
знаний и умений дJuI решения практических(коммуникативно-речевых) задач.
Основные задачи ре€rлизации содержания 1^rебного предмета <<Чтение
(Литераryрное чтение)>> (дополнительный 1 класс, 1-1 2 классы) : осознание

значения чтения для решения соци€lльно

значимых задач, р€ввития

познавательных интересов, воспитания чувствапрекрасного, элементарных
этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных
позиций; формирование и рzввитие техники чтения, осознанного чтения
доступных по содержанию и возрасту литературных текстов; формирование
коммуникативньtх навыков в процессе чтения литературньtх произведений.
Основные задачи реализации содержания 1.,rебного предмета
<<Речевая практика>>: расширение представлений об окружающей
действительности; обогащение лексической и грамматико-синтаксической
сторон речи; р€ввитие навыков связной устной речи; р€ввитие навыков устной

коммуникации и их применение в р€вличных ситуациях общения;
ознакомление со средствами устной выр€вительности, овладение нормами

речевого этикета.

Предметная область <<Математика>>
содержания 1..rебного предмета
<<Математика>> (дополнительный 1 класс, 1-12 классы): овладение
Основные задачи ре€Lлизации

началами математики (понятием числа, вычислениями, решением
арифметических задач и другими); овладение способностью пользоваться
математическими знаниями при решении соответствующих возрасту
житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения
пространства, времени, температуры в р€вличных видах практической
способности использовать некоторые
деятельности); р€ввитие

математические знания в жизни.
I]ель реЕrлизации содержания 1^rебного предмета кИнформатикы (712 классы) -овладение обуrающимся с легкой у!{ственной отсталостью
системой доступных знаний, умений и навыков в использовании новых
передовых информационных технологий в повседневной жизни, а также
трудовой деятельности, обеспечение максим€Lпьно возможной социальной
адаптации выпускников и р€ввитие у"rебной и общепользовательской Икткомпетентности.
Предметная область <<Естествознание>
Основные задачи реЕrлизации содержания 1..rебного предмета ,,М"р
Природы
человека>) (1-4 классы): формирование представлениЙ об
ОКРУЖаЮЩеМ мире: живоЙ и неживоЙприроде, человеке, месте человека в
природе, взаимосвязях человека и общества с природой; р€ввитие способности

и

9

к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных
представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации

безопасной жизни в конкретных природных и кJIиматических условиях.
Щель реа"лизации содержания 1.,rебного предмета <<Природоведение>>(5б классы) _ освоение знаний о многообразии природньIх объектов, р€Iзвитие
интереса к из)лению природы, воспитаниеположительного эмоцион€lльноличностного отношения к природе и применение практических сведений в
повседневной жизни обl^rающимися с нарушениями интеллекта.
I_{ель реализации содержания 1..rебного предмета <<Биология>> (7-9
классы) _ воспитание чувства любви к природе и ответственности за ее
сохранность через знакомство с разнообр€вием растительного и живого
мира.
Предметная область <<Человек и общество>> Основные задачи реЕlлизации
содержания уrебного предмета <<Основы соци€lльной жизни) (5- 12 классы):
расширение кругозора обl^rающI4хся в процессе ознакомления с рztзJIичными
сторонами повседневной жизни; формирование и р€ввитие навыков
самообсrryживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего
хозяйства; ознакомление с основами Экономики практическое ознакомление
с деятельностью рЕtзличных 1"lреждений социальной направленности;
формирование рлений пользоваться услугами учреждений социальной
направленности; усвоение мор€rльно-этических норм поведени[, выработка
навыков общения(в том числе с использованиемделовьIх брtаг); рЕввитие
навыков здорового образа жизни; положительныхкачеств и своей личности.
Основные задачи реzlлизации содержания уrебных предметов <<Мир
истории>> (6 класс) и <История отечества) (7-9 шtacc): овладение
об1..rающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной
истории; формирование у обу^lающихся представление о жизни, быте, труде в
рzвные исторические эпохи; формирование представлений
р€ввитии
культуры,
ё
€
выдающихся
памятниках;
достижени[х,
российской
формирование представлений о постоянном р€ввитии общества, связи
процшого и настоящего; усвоение обу^lающимисятерминов и понятий, знание
которых необходимо для понимания ходарЕввития истории; формирование
интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания
мира и самопознаниrI; формирование умений применять исторические знания
для осмысления сущности современных общественных явлений ,в общении с
другими людьми в современном поликультурном полиэтническом и
многоконфессиональном обществе; воспитание
обl^rающихся
духе
патриотизма, уважениrI к своему Отечеству; воспитание |ражданственностии
толерантности.
Основные задачи реализации содержания 1^rебного предмета
<Обществознание) (10-12 класс): знакомство с Основным Законом
государства- Конституцией Российской Федерации; формирование ведущих
понятий предмета: морtLпь, право, государство, гражданин, закон,
правопорядок и др.; формирование основ правовой культуры ; уважение к
ЗаКонаМ, Законности и правопорядку; убежденности в необходимости

о

у

10

в

соблюдать законы, желание и умение соблюдать требования закона;
формирование навыков сознательного законопослушного поведения в
обществе; формирование представлений о мерах ответственности за

совершённое правонарушение; формирование нравственных понятий
<<добро>>, ((порядочность)>, ((справедливость)> и др.; формирование
представлений о единстве прав и обязанностей гражданина России;
воспитание гражданственности, патриотизмa' толерантности.
В ПРоцессе изуt{ения 1"rебных предметов <<основы социальной жизни>>,
<<Обществознание> у обуlающихся формируются навыки основ безопасности
жизидеятельности.
Предметная область <<Искусство>>
Основные задачи ре€rлизации содержания 1^rебного предмета
<<Музыка>> (1_5 классы): формирование и развитие элементарных
умений и навыков, способствующих адекватному восприятию музыкапьных
произведений и их исполнению; р€ввитие интереса к музык€tльному
искусству; формирование простейших эстетических ориентиров.
Основные задачи ре€lлизации содержания 1..lебного предмета
<<Изобразительное искусство>> (1-5 классы): формирование умений и

навыков изобразительной деятельности, их применение дJIя решения
практических задач; рЕввитие художественного вкуса: умения отличать

"красивое" от "некрасивого"; понимание красоты как ценности; воспитание
потребности в художественном творчестве.
Предметная область <<Физическая культура>>
Основные задачи реzrлизации содержания у"rебного предмета
<<Физическ€ш культурD (1-12 классы) : формирование установки на
сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа
жизни; соблюдение индивиду€tльного режима питания и сна; воспитание
интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в
систематических занятиях физической культурой и доступньж видах спорта;
формирование и совершенствование основных двигательньtх качеств:
быстроты, силы, ловкости и других; формирование умения следить за своим
физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их
дозировать; овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой,
гимнастикой и другими) в соответствии с возрастными и психофизическими
особенностями об1"lающихся; коррекция недостатков познавательной сферы
и психомоторного р€ввития; р€ввитие и совершенствование волевой сферы;
воспитание нравственных качеств и свойств личности.
Предметная область <<Технологпя)>
Основные задачи реurлизации содержания 1"rебного предмета <<Ручной
труд> (1-4 классы): овладение элементарными приемами ручного труда, обще
трудовыми умениями и навыками, рuввитие самостоятельности,
положительноЙ мотивации
труловоЙ деятельности; полr{ение
первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и
общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии.
Основные задачи ре€Lлизации содержания учебного предмета

к

11

<Профильный труд) (5-|2 классы): р€ввитие

соци€Lльно

ценных качеств

личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда,
общественной активности и т.д.); обуlение обязательному общественно
полезному ,производственному труду; подготовка обуlающихся к

выполнению необходимьtх и доступных видов труда дома в семье и по месту
жительства; расширение знаний о матери€rльной культуре как продукте
творческой предметно-преобразующей деятельности человека;ознакомление
с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к
определенным вида труда, побуждение к сознательному выбору профессий и
полуrение первоначальной профессиональной трудовой подготовки;
ознакомление с условиями и содержанием обl^rения по рzвличным профилям
и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из
выбранных профилей в условиях школьньtх 1^rебно-производственных
мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием
здоровья обl^rающихся.
Щля организации трудового об1..rения мастерские ГБОУ школы J\Ъ499
обеспечены необходимым оборудованием и инструментами со специ€Lпьными
приспособлениями, учитывЕlя особые образовательные потребности
об1^lающихся с умственной отсталостью (интеллекту€rльныминарушениями).
части трудового обучения
Реализация АООП вариант
осуществJIяется исходя из регион€rльньIх условий, ориентированных на
потребность в рабочих кадрах, и с у{етом индивиду€lльных особенностей
психофизического рчввития, здоровья, возможностей, а также интересов,
обl^rающихся с р{ственной отстаIIостью (интеллекту€}льными нарушениями)
и их родителей (законньгх представителей).
Часть 1^rебного плана, формируем€ш r{астниками образовательных
отношений, во 2-4 классах представлена следующим образом:
Увеличением на 1 час 1"rебных часов предмета <<Математикa>)
дляиз)чения предмета в полном объеме;
1 час 1..rебньгх часов <<Функцион€lльн€ш
грамотность>);
1 час 1^rебных часов предмета <Шахматы).
Содержание коррекционно-рzввивающей области представлено
следующими обязательными коррекционными занятиями:
<<Логопедические занятия) (| -l2 классы),
<<Психокоррекционные занятия) (|-|2 классы),
<<Физкультурно- оздоровительные занятия) (| -l2 классы), <<РитмикD ( 1 l2 классы),
Щель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и
рщвитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексикограмматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков
вербальноЙ коммуникации. Основными направленпями логопедической
работы является:
-диагностика
и коррекция звукопроизношения (постановка,
автоматизация и
дифференциация звуков речи); диагностика и коррекция лексической

1 в

-

12

стороны речи;
-диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической
структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
коррекция ди€rлогической и формирование монологической форпл речи;
р€ввитие коммуникативной функции речи; коррекция
нарушений чтения и письма; расширение представлений об окружающей
действительности; рaввитие познавательной сферы (мышления, памяти,
внимания).

Психокоррекционные занятпя
Щель психокорреционных занятий заключается в применении р€вных
форlrл взаимодействия с об1..rающимися, направленными на преодоление или
ослабление проблем в психическом и личностном рiввитии, гармонизацию
личности и межличностных отношений уrащихся; формирование навыков
адекватного поведения.
Основные направления работы:
диагностика и р€ввитие познавательной сферы (формирование 1^lебной

мотивации, активизациrI сенсорно-перцептивной, мнемической

и

мыслительной деятельности); диагностика и р€Lзвитие эмоционапьносостояния,
личностной сферы (гармонизация пихоэмоцион€lльного

формирование позитивного отношения к своему <<Я>>, повышение уверенности
в себе, р€ввитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля);
диагностика и рчввитие коммуникативной сферы и соци€rльн€ш интеграции
(развитие способности к эмпатии, сопереживанию); формирование
продуктивньIх видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе),
повышение социzrльного статуса ребенка в коллективе, формирование и
рчввитие навыков соци€lльного поведения).
<<Ритмика. Хореография>
Щелью занятий по ритмике явJuIется р€lзвитие двигательной активности
ребенка в процессе восприrIтия музыки.
На занятиях ритмикой осуществJrяется коррекция недостатков

двигательной, эмоционаJIьно-волевой, познавательной сфер,
достигается средствами музык€rльно-ритмической

Занятия способствуют р€ввитию

котор€uI

деятельности.

общей и речевой моторики,

ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков
здорового образа жизни у обуlающихся с умственной отсталостью
(интеллекту€tльными нарушениями).
Основные направления работы по ритмике:
-упражнения на ориентировку в пространстве;
-ритмикогимнастические упражнения (общерЕввивающие упражнени,I,
упражнениJI на координацию движений, упражнение на расслабление мышц);
-уцражнения с детскими музык€rльными инструментами;
- игры под музыку;
- танцевальные упражнения.
Щругие направления внеурочной деятельности представлены
нравственным, соци€lльным, общекультурным, спортивно-оздоровительным
lз

направлениями (общее количество часов в 1..rебном плане

-4

часа

в

неделю). Основными целями внеурочной деятельности

являются создание условий для достижения обу^rающимися необходимого дJuI
жизни в обществе соци€lльного опыта и формирования принимаемой
обществом системы ценностей, всестороннего р€ввития и социaлизации
каждого об1^lающегося с умственной отстапостъю (интеллекту€rльными
нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей р€Lзвитие
соци€Lпьных, интеллекту€rльных интересов )п{ащихся в свободное время.
Образовательное учреждение предоставляет обl"rающимся возможность
выбора широкого спектра занятий, направленных на их р€ввитие.

|4

Недельный учебный план пачальшого общего образованIlя
обучающихся с умственной отсталостью (интеллекгуал ьными
нарушениями)
Предметная

обла*тъ

Учебный ýредмет

Колпчество часов в Ееделю
1в
2в
4в
3в

Русский язык
Чтение
Речевая практика
математика
Мир природы
человека

J

J

J

J

|2

J

4
2
4

4
2

8

4

4
2
4

1

1

5

:.:.

Язык

и
прfжтика

речевЕUI

математика
Естествознание
Искусство

Физическая
культура
технология

2

J

и

Музька
рисование
(изобразительЕое
искусство)
АдаптированнчuI
физическая
культура
ручной mуд

l5
l5

2

l

2

1

1

1

1

1

l

5

1

4

J

J

J

J

l2

2

1

l

1

5

'+|l

Наименоваrrие учебного куI}с8
занимательнаJI математика
Функциональнчш грЕlп,lотность
Шахматы

Логопедические занятиrI
Хореография

Развитие психомоторики

и

0

ceнcopнbD(

Вн
деятельность:
Учебные r(урсы
1

0

llзз
llзз

1

1

1

l

J

1

1

J

1

J

0
0

1

l

J

J

з

l

процессов
Количество }.,rебпьrх ЕедеJь
Всего часов в год

,Щвижение-это жизнь!
Разговоры о важном
кОт истории родного крtш к
истокzlм души)
Хореография
Функционi}льнiul
грfll\{отность
занимательн€lя математика
Шахматы

l

l

1

I2
4

J

l

2

2

2

2

8

34
1054

34

з4

з4

з4
|224

||22

1

156

1

156

количество часов в неделю
2*
3а
Ilз4
llз4
llз4
Ilз4
Ilз4
llз4
0

Ilз4

2166
0

Ilз4

tlз4

llз4

0

0

0

0

Ilз4

Ilз4

Llз4

15

0

4g

llз4
llз4
0

Ilз4

I

||

lб

Недельный учебный план основпого общего образования
обучающ ихся с умствен ной отсталостью (и rrтеллекIуал ьш ым и
нарушениями)
Учебный предмет

Предметкая
обя*сть

Язык и
практика

речев€rя

математика
Естествознание

Человек и общество

Искусство

Физическая
культура
технология

Русский язык
Чтение
(Литераryрное
чтение)
математика
Информатика
Природоведение
Биология
География
Основы социа.тrьной
жизни
Мир истории
История Отечество
Музыка
рисование
(изобразительное
искусство)
АдаптированнЕlя
физическая
культура
Профильньй труд

колпчеgтво

fr&

ffi

4
4

4
2

2

часов в педе.пю

7в

Ll.!

4
4

4
4

4
4

4
4

4

J

J

J

1

1

1

2

2

2

2
2

2

2

2
2

2

2

2

q-.l

2
2
2
2

1

2

2

2

2

2

2

6

6

7

7

7

l

чаgть. фовмируемflя ччастннк8мп образоватеJIьных отношенпй
Нашмеrrов*яrе чr{сбilоrо rсчрс*,
1
1
0
0
Информатика

0
0

оБж

1

1

l

0

Функционiшьнitя грап,lотность

0

0

0

1

l

з4

34

з4

з4

il
,а:

з4

|7

Внеурочная деятельность:

Учебкые ччрсы

ýе

Разговоры о B€DKHoM
<<От истории родного крau к
истокам души))
<<Россия

- Родина

моя>>

Отряд "Капля"
Юные инспектора двюкения
.Щвилсение юных пожарных

Ко.тпчеетвб часtв } ý€дёлю
Jб
бб
8ý

l

l
l

l

1

1

1

l

l

1

1

1

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

l

Функциона-гl ьн:rя грамотность

Баскетбол

l

l

1

l

Россия-мои горизонты
Коррекционный курс:
кКоррекционно-развивающие
занятия (психологические и

9ý

1

1

1

l

J

J

J

з

J

2

2

2

2

2

дефектологические)>>

Коррекционный курс:
<Логопедические занятиJI)

l8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».